МОСКВА, 26 февраля. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России поддержала инициативу крупнейших ритейлеров заморозить цены на социально значимые продукты сроком на два месяца. Об этом сообщил журналистам заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
"Вчера получили обращение, и вчера же инициатива была одобрена", - сказал он. Кашеваров добавил, что ФАС не обнаружила признаков сговора.
"Мы оцениваем эту инициативу как возможность однотипного поведения торговых сетей, основанного на социальной ответственности, - подчеркнул заместитель главы ФАС. - Мы не говорим, что здесь есть признаки сговора, поскольку сети сами выбирают те группы товаров, которые они для себя определяют и фиксируют те цены, которые у них сложились в ходе торгово-закупочной деятельности".
Торговым сетям понадобилось мнение ФАС по этому вопросу, поскольку здесь есть риск оценки этих действий как нарушение 11-й статьи закона о защите конкуренции, пояснил Кашеваров. "Поэтому сети к нам обратились. Эта инициатива вполне укладывается в нормальную логику поведения участников рынка, основанную на тех экономических процессах, которые сложились в настоящее время", - сказал он.
Фиксация цен может коснуться таких категорий товаров, как говядина, яйцо куриное, сахарный песок, гречневая крупа и так далее, продолжил представитель ФАС.
Ритейлеры в условиях фиксации цен на соцтовары не будут накручивать цены на другие продукты, чтобы компенсировать свои издержки, считает Кашеваров. "Если цены на остальные товары будут завышены, то они просто не будут продаваться, и тогда сети будут терять еще больше", - подчеркнул он.
ФАС будет следить за выполнением этого соглашения, резюмировал Кашеваров. "Поскольку ситуацию мы мониторим в ежедневном режиме, то здесь будет такой же контроль", - отметил он.
Договор о фиксации цен
Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейшие торговые сети России, направила в ФАС проект соглашения о фиксации розничных цен на социально значимые продукты. На данный момент к соглашению присоединились 12 ритейлеров - "Магнит", X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), "Ашан", группа "Дикси", Metro Cash & Carry, "Лента", "О`кей", Globus, "Билла", "Зельгрос", "Вестер" и интернет-гипермаркет "Утконос".
Цены должны быть зафиксированы сроком на два месяца на корзину, состоящую не менее чем из 20 товаров. Список товаров, на которые фиксируется цена, каждый ритейлер определяет самостоятельно. При этом, если поставщик снизит закупочную стоимость на товары из списка, эти продукты подешевеют и в рознице, заверили в АКОРТ.
Вице-премьер России Аркадий Дворкович 25 февраля назвал правильным решением заморозку торговыми сетями цен на социально значимые продукты. По его словам, глава кабмина поручил вернуться к теме пересмотра закона о торговле, причем основным изменением торгового законодательства должно стать обеспечение прозрачности взаимоотношений между сетями и поставщиками.
"Сегодня именно из-за непрозрачности возникает большая часть проблем, а не из-за невозможности что-то четко регулировать, и такие поправки могут быть внесены в законодательство", - подчеркнул Дворкович. "Есть разные предложения - от регулирования наценок до дополнительных полномочий Федеральной антимонопольной службы", - сказал он.