МОСКВА, 8 мая. /Корр. ТАСС Вероника Романенкова/. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подпишут сегодня заявление о сотрудничестве в состыковке строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса "Шелкового пути", заявил журналистам пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.
Соглашение по сотрудничеству в рамках проекта экономического пояса "Шелкового пути" является самым значимым российско-китайским документом, подписанным с весны прошлого года, когда Россия, лишившаяся доступа к западным рынкам капитала и технологиям из-за санкций Запада, объявила о начале политического и экономического разворота на Восток.
Экономический пояс "Шелкового пути" - проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы, на который Китай уже намерен выделить $40 млрд через специальный фонд. Идея создания проекта была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года.
"Китайский "Шелковый путь" - это внушительный проект и экономический, и геополитический, и иного свойства", - отметил Песков. По словам пресс-секретаря президента, "в данном случае как раз лидеры говорят о намерении действовать в унисон в плане состыковки Евразийского экономического союза и китайского "Шелкового пути".
В Евразийский экономический союз входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной политики в различных отраслях экономики.
Одним из первых проектов в рамках создания экономического пояса "Шелкового пути" станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань" стоимостью 1 трлн рублей, которая в будущем станет частью скоростного железнодорожного коридора Пекин - Европа. Россия и Китай подпишут соглашение о строительстве ВСМ также в рамках визита.
"Это все в плане китайцев идет в русле развития "Шелкового пути", очень интересная, новая, стратегическая субстанция наших двусторонних отношений", - считает пресс- секретарь Путина.
Магистраль "Москва-Казань"
Высокоскоростная магистраль Москва - Казань впервые появилась в планах по развитию железнодорожного транспорта в России в 2006 г. Первоначально она была частью проекта скоростной трассы Москва - Екатеринбург, которая была заявлена без сроков выполнения в "Программе развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года".
В ее рамках в 2010 году было реализовано движение высокоскоростных поездов "Сапсан" (российское название Siemens Velaro) на реконструированном участке существующей железной дороги Москва - Нижний Новгород.
В июне 2008 года правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. В ней предлагалось строительство трех новых высокоскоростных магистралей: Москва - Санкт-Петербург (в дополнение к существующей трассе), Москва - Берлин и Москва - Нижний Новгород. Уже в 2009-2010 гг. появились предложения о пересмотре программы.
В частности, губернатор Свердловской области Александр Мишарин и президент Татарстана Рустам Минниханов предложили довести скоростную трассу до Казани, а в перспективе - до Екатеринбурга.
В декабре 2012 года были приняты поправки в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, согласно которым предлагалось в первую очередь реализовать в рамках частно-государственного партнерства три проекта: Москва - Санкт-Петербург (высокоскоростная железнодорожная магистраль, ВСЖМ-1), Москва-Казань (ВСМ-2) и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер (ВСМ-3), а также, в дальней перспективе, Казань - Самара. Из этих трех проектов наибольшую государственную поддержку получила ВСМ-2, с учетом того, что и Казань, и Нижний Новгород выиграли право на проведение соревнований чемпионата мира по футболу 2018 года.
В июле 2013 года была утверждена трасса ВСМ-2. 30 апреля текущего года конкурс на право проектирования магистрали выиграл консорциум проектных компаний во главе с "Мосгипротранс" при участии ОАО "Нижегородметропроект" и китайской компании China Railway Eryuan Engineering Group.
Цена договора составила 23,6 млрд рублей, проектирование планируется завершить 24 декабря 2015 года.
Планируется, что в будущем трасса Москва - Казань станет частью трансевразийского скоростного железнодорожного коридора Пекин - Европа.
В соответствии с утвержденной в 2013 году трассировкой ВСМ "Москва - Казань", ее длина составит 770 км; она будет начинаться на Курском вокзале, а заканчиваться на станции Восстание-Пассажирская в Казани. Планируется обустройство 9 промежуточных остановок: в Ногинске, Орехово-Зуеве (Московская область), Петушках, Владимире, Коврове (Владимирская область), Дзержинске, аэропорту Стригино, Нижнем Новгороде (Нижегородская область), Чебоксарах (Чувашия), Помарах (Республика Марий Эл). Точный маршрут трассы и расположение станций может быть откорректировано в ходе проектирования.
Максимальная скорость движения составит до 400 км/ч (в настоящее время железнодорожных трасс с такой скоростью при регулярном движении в мире нет). На трассе будет построено свыше 100 км эстакад и мостов, в том числе через Оку (в районе Нижнего Новгорода) и Волгу (в районе Чебоксар).
Для работы на трассе планируется приобрести 29 новых скоростных поездов (их поставщик еще не выбран).
Предполагается, что ВСМ-2 позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с существующих 10-12 часов до 3 часов 30 минут. Трасса свяжет 3 города-"миллионника", перспективный пассажиропоток оценивается в 18,2 млн человек в год.
По оценкам, общая сумма затрат на реализацию проекта составит 924,4 млрд рублей (согласно Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года).
21 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, предложил включить ВСМ-2 в список проектов, на которые могут будут потрачены средства из Фонда национального благосостояния.