22 мая 2015, 22:00
Кризис на Украине

Украинский мораторий на погашение долгов еще не принят, но уже пугает кредиторов

ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский
Эксперты считают, что Киев использует мораторий, чтобы припугнуть кредиторов и сделать их более сговорчивыми

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Мораторий на выплату внешних долгов, о котором правительство Украины говорило на этой неделе и который поддержала Верховная рада, может оказаться не более чем "страшилкой" для инвесторов и кредиторов, призванной заставить их поторопиться с реструктуризацией украинского долга, без которой страна не получит второй транш средств МВФ.

Украина за четыре года действия антикризисной программы МВФ должна отдать внешним кредиторам $30 млрд, внутренним - $17 млрд, сообщил на заседании Верховной рады премьер-министр страны Арсений Яценюк. Мораторий на погашение может коснуться евробондов на сумму $3 млрд, приобретенных российским правительством в декабре 2013 года на средства ФНБ.

"Наш базовый сценарий заключается в том, что все-таки некие договоренности между Украиной и кредиторами удастся получить. То есть удастся стимулировать частных кредиторов согласиться на либо условия украинского Минфина, либо на какой-то компромиссный вариант, который в конечном итоге устроит МВФ", - уверен главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.

Мораторий как способ давления на кредиторов

МВФ в марте утвердил антикризисную программу для Украины, вклад фонда в программу - $17,5 млрд. Первый транш от МВФ в размере $5 млрд Украина получила в марте. Необычность данной программы состоит в том, что $15,3 млрд закрывается при помощи так называемой долговой операции, реструктуризации украинского долга частным кредиторам. Это означает, что финансирование этой программы, вся ее реализация в значительной мере будут зависеть от благосклонности частных кредиторов Украины, отмечает исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин в интервью ТАСС.

Предполагается, что договоренность Украины и кредиторов должна быть достигнута уже до первого обзора выполнения программы, то есть до второй половины июня.

"Пока переговоры шли ни шатко ни валко. Естественно, кредиторы не хотят реструктурировать долги, то есть добровольно соглашаться на уменьшение своих доходов", - пояснил ТАСС источник, знакомый с ситуацией.

Среди крупнейших держателей украинского долга хедж-фонд Franklin Templeton (около $8 млрд долгов страны), а также фонды Pimco Advisors, Bluebay Asset Management, Blackrock Group Limited, Goldman Sachs Group, Nomura, Credit Agricole и другие.

Другой источник, близкий к правительству Украины, сообщил ТАСС, что переговоры зашли в тупик: кредиторы соглашались на рассрочку долга, но были категорически против списания номинальной стоимости евробондов.

"Чтобы активизировать переговоры, было принято решение дать правительству право объявлять мораторий, чтобы припугнуть, образно говоря, кредиторов, сделать их более сговорчивыми. Когда вы кредитор, у вас есть две опции - вы договариваетесь на взаимовыгодных условиях с Минфином, либо говорите "нет" и сталкиваетесь с ситуацией дефолта, когда вам просто перестают платить", - отмечает Полевой.

После того как на прошлой неделе переговоры с кредиторами ни к чему не привели, Киев усилил давление на них. По мнению аналитиков, именно угроза моратория должна сдвинуть обсуждение долга с мертвой точки. Украинские власти говорят, что реструктуризация должна затронуть $23 млрд долгов страны, однако сколько из них будет списано, пока не озвучивается.

"Существует значительный прогресс... Советники ежедневно контактируют (по этому вопросу)... Мы ожидаем, что следующим шагом будет встреча с кредиторами", - заявила украинский министр финансов Наталия Яресько агентству Reuters в пятницу.

В принципе введение моратория не противоречит международной практике, такие случаи уже были, отмечает профессор Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. "Главное заключается в том, чтобы страна, которая принимает такое решение, сделала максимально четкие заявления: мораторий объявляется на такой-то период, с такой-то целью и по таким-то причинам", - отмечает он.

Россия - не частник на рынке

Еще одна проблема заключается в том, что Россия не планирует участвовать в программе реструктуризации Украины и ожидает уплаты купонного дохода по облигациям 20 июня и погашение всего долга в декабре 2015 года. При этом Киев настаивает, что купленные Россией на $3 млрд в 2013 году украинские евробонды относятся к частным кредитам и соответственно должны попасть под действие моратория.

На этой неделе российские власти несколько раз публично высказывались о недопустимости моратория в отношении российских долгов Киева. Так, министр финансов Антон Силуанов заявил, что РФ будет ждать купонного платежа в размере $75 млн, и если он будет пропущен, то воспользуется своим правом обращения в суд.

Источник, близкий к российскому правительству считает, что такое развитие событий не выгодно ни России, ни Украине. Рассмотрение иска со стороны РФ в отношении невыплаты Украиной долга может длиться несколько лет, в течение которых РФ не сможет получить какой-либо компенсации от заемщика. Такова международная практика рассмотрения подобных споров, сообщил он ТАСС.

"Чисто юридически международное право не предусматривает механизмов принудительного взыскания долга по межгосударственному кредиту. Нельзя, например, в счет долга арестовать имущество страны за рубежом. Можно обратиться в суд, который примет постановление, что Украина нам должна, и возможно на долг будут начисляться дополнительные проценты, но механизмов принуждения к погашению все равно нет", - добавляет заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель.

Заявление, которое сделала Верховная рада, очень противоречиво. Вроде бы они говорят о частных заимствованиях, но в тоже время намекают на то, что они не собираются гасить долги правительства Януковича. Выглядит как отказ большевиков платить по долгам царского правительства. Если это действительно будет оформлено таким образом, то, безусловно, это будет означать дефолт Украины, повлияет на их договоренности с МВФ
Дмитрий Медведев
премьер-министр РФ

Украина официально не предупреждала Россию о том, что может ввести мораторий на выплату обязательств по внешнему долгу, заявил Антон Силуанов. При этом украинские источники, знающие позицию финансовых властей Киева, поясняют, что такое обращение может и не поступить.

"Речь идет о евробондах, это рыночный инструмент, и он мог сменить своего владельца с 2013 года не один раз. Поэтому конечные бенефициары сами должны выходить на контакт с Украиной", - отмечают собеседники агентства.

Банки вне зоны доступа

По официальным данным, украинская задолженность перед российскими банками, в первую очередь с госучастием, составляет около $25 млрд. Однако их мораторий коснуться не должен.

"Начнем с того, что решение о моратории еще не подписано президентом Украины. Даже если его подпишут, то под мораторий попадают только те обязательства, которые гарантированы правительством страны, а таковых в случае с российскими банками, скорее всего просто нет", - говорит источник в финансовых кругах. Он поясняет, что российские банки в основном давали кредиты украинским банкам или предприятиям напрямую, без гарантий государства, а значит их эта проблема не должна коснуться. Речь может идти только о проблемах с суверенными евробондами Украины, которые приобретены российскими банками.

Разговоры о моратории являются явными признаками дефолта, а это заставляет банки нервничать и размышлять о перспективах возврата таких долгов. Неслучайно Силуанов назвал перспективы таких возвратов проблематичными, а премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на своей странице в сети Facebook заявил, что Россия и банки должны использовать все возможные средства защиты, включая судебные, по действиям Киева по долгам.

Впрочем, власти готовы подумать над решением проблемы украинского долга перед российскими банками. Если кредиты украинским компаниям перестанут обслуживаться, то благодаря продлению Банком России ряда антикризисных мер, банки до 1 октября 2015 могут по ним не досоздавать резервы.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев в пятницу заявил, что у Минфина и Центробанка есть время до этой даты, чтобы подумать над более долгосрочным решением проблемы.

"$25 млрд - это действительно объем кредитов Украине и украинским организациям, которые были оформлены не через Украину. То есть, как в России случается, кредит оформляется не по украинскому праву, а по какому-нибудь другому, но, по сути, экономический риск на Украину. Сейчас эта проблема решена тем, что до 1 октября Банк России разрешил под это дело резервы не создавать, соответственно, до 1 октября у нас есть время, чтобы выработать более долгосрочное решение совместно с Банком России, естественно", - подчеркнул Моисеев.