4 июня 2015, 19:20

Набиуллина поставила задачу восстановить "подушку безопасности" ЦБ до $500 млрд

 Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. Петр Ковалев/ ТАСС
Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина
При выполнении этой цели Россия может выйти примерно на пятое место в мире по резервам

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июня. /корр. ТАСС Алина Евстигнеева, Никита Жарков/. Глава Банка России Эльвира Набиуллина в ходе Международного банковского конгресса в четверг озвучила таргет ЦБ по закупкам в международные резервы: регулятор намерен увеличить за несколько лет объем международных резервов с сегодняшних $356,5 млрд до полутриллиона, то есть на 40%. При выполнении этой цели Россия может выйти примерно на пятое место в мире по резервам, опередив Тайвань. Больше всего резервов имеет Китай (почти $4 трлн), далее следуют Япония, Саудовская Аравия и Швейцария.

Идти к этой цели Банк России намерен не спеша, закупая прежние $100-200 млн в день и прерываясь при возникновении неблагоприятных тенденций на рынке. "Мы не ставим никаких временных задач для себя. Это будет сделано совершенно плавно, растянуто во времени, в течение как минимум нескольких лет. Операции мы будем проводить в зависимости от ситуации на валютном рынке, и параметры операций могут меняться", - пояснила она позже идею ЦБ журналистам.

Объем международных резервов РФ опустился ниже $500 млрд относительно недавно - в январе 2014 года - и с тех пор к этому уровню уже не возвращался. Наибольшие траты из резервов произошли во второй половине прошлого года, когда регулятор был вынужден выходить на рынок с интервенциями для стабилизации бесконтрольно девальвировавшего рубля. В октябре продажи валюты достигли $27 млрд - а рубль все равно упал. В итоге ЦБ пришлось осознать риски "сгорания" резервов и уже в ноябре отпустить рубль в свободное плавание, потеряв таким образом управляемыми курс, но сохранив международные резервы.

Недостижимая цель

Набиуллина признает, что по всем международным правилам текущих резервов (около $360 млрд) России достаточно. "Размер резервов имеет значение. Опыт последних лет заставил нас переосмыслить представление о комфортном уровне достаточности валютных резервов. По всем международным меркам резервов у нас достаточно. Наши резервы покрывают более чем 3-месячный импорт, краткосрочный долг, 20% денежной массы", - перечислила она основные критерии оценки ЗВР.

Глава ЦБ также добавила, что индексный показатель достаточности резервов для России находится на уровне $188 млрд. "Текущий ревень резервов уже в два раза выше", - отметила Набиуллина.

По словам главы мегарегулятора, "специфика России такова, что мы должны учитывать и покрытие спроса, связанного с ограничением доступа на рынки на более длительные сроки, чем это предполагают стандартных подходы к достаточности резервов".

Таким образом, ЦБ РФ намерен в ближайшие годы продолжать обеспечивать российские компании и банки валютной ликвидностью, поскольку сделать это самостоятельно из-за санкций они не могут. ЦБ остается единственным источником валютного рефинансирования наряду с депозитной активностью населения, которое стало чаще открывать вклады в долларах и обеспечивать таким образом валютное фондирование банковской системе.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров считает, что таргет ЦБ в $500 млрд как раз ориентирован на долговую устойчивость. "Этот расчет основан на том, чтобы уровень резервов смог полностью покрыть долговые обязательства РФ, как государственный, так и частный долг", - уверен он.

Экономист отмечает, что сейчас общий внешний долг РФ составляет около $600 млрд, и "есть основания полагать, что к концу года он снизится к уровню около $500 млрд".

При этом экономисты скептически оценивают возможность выполнения этой задачи. "После падения резервов в 2008 году нам потребовалось четыре года, чтобы восстановить уровень резервов. Так, что если произойдет схожий сценарий, то этот уровень может быть достигнут в течение четырех-шести лет", - говорит Тихомиров.

Главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин, в свою очередь, считает, что цель докупить резервы до $500 млрд "в ближайшие несколько лет недостижима без цены на нефть на уровне $100 за баррель и отмены санкций".

В то же время наряду с валютой ЦБ активно закупает монетарное золото. В прошлом году Банк России купил более 150 тонн, что является рекордом за 50 лет.

Больше оптимизма

Всего через 10 дней - 15 июня - ЦБ РФ представит долгожданный обновленный макроэкономический прогноз, который не менялся с марта. При этом Минэкономразвития и особенно Минфин уже значительно улучшили свои оценки будущего экономики. Называть конкретные параметры, которые ЦБ будет пересматривать, Набиуллина не стала, ограничившись комментарием о том, что "мы скорее всего прогноз улучшим по сравнению с предыдущим".

Пока Банк России сохраняет самые пессимистичные в экономическом блоке оценки инфляции (12-14% по году), падения ВВП (3,5-4%) и оттока капитала ($110 млрд).

При этом прогноз ЦБ скорее всего сохранит консервативный настрой: в ходе конгресса Набиуллина дала понять, что считает апрельские данные по промпроизводству "малоутешительными" и не думает, что "все кризисные явления миновали". О сохранении консервативного подхода к прогнозам ранее в Астане заявляла ТАСС и первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, отвечающая за макропрогнозы.

Несколько новшеств глава Центробанка анонсировала и для банкиров: заверила их и вкладчиков в сохранении страхования депозитов в полном объеме, пообещала продолжить режим выявления проблем в банках на ранней стадии и напомнила о том, что антикризисные меры в регулировании до конца года прекратятся. Несмотря на это, по словам главы ЦБ, регулятор ожидает, что банки не только выполнят нормативы по капиталу, но и завершает год с прибылью около 100 млрд рублей. Сложная экономическая ситуация - не повод смягчать для банков надзор и откладывать введение базельских требований, подчеркнула глава ЦБ.

В целом Набиуллина считает, что банковский сектор с вызовами успешно справляется, а политика Банка России по "расчистке накопившихся завалов" была успешной. "Мы приложим дополнительные усилия к тому, чтобы слово "банк", "банкир" вызывали только положительные эмоции", - отметила глава ЦБ.