МОСКВА, 11 июня. /ТАСС/. Отсутствие адекватного качества правового регулирования дивидендной политики в компаниях с государственным участием во многом является причиной их низкой рыночной оценки.
Такие выводы содержатся в научном докладе "Исследование дивидендных политик компаний с государственным участием: российский и зарубежный опыт", подготовленном НИФИ Минфина РФ (имеется в распоряжении ТАСС).
"Отсутствие адекватного качества правового регулирования дивидендной политики в компаниях с государственным участием во многом является причиной их низкой рыночной оценки по сравнению с негосударственными российскими и зарубежными компаниями, что в конечном счете приводит к снижению приватизационных сделок по причине их неудовлетворительной стоимости для государства", - говорится в докладе.
В частности, эксперты подчеркивают, что сейчас отсутствуют требования по раскрытию дивидендных политик во всех компаниях с государственным участием.
Так, например, ряд крупнейших компаний с государственным участием либо вовсе не раскрывают информацию о своей дивидендной политике (ОАО "Российские железные дороги"), либо постфактум раскрывают лишь сумму начисленных дивидендов в своем годовом отчете (ОАО "Роснефтегаз"), либо раскрывают лишь положение о дивидендной политике, а саму дивидендную политику обособляют и не разглашают (ОАО "Объединенная судостроительная корпорация").
"Это приводит не только к нарушению прав иных акционеров, но в конечном счете к нарушению прав любого из граждан, поскольку в тех обществах, где РФ является единственным акционером, дивиденд по своей экономической сущности представляет собой явление, наиболее схожее с налогом, взимаемым в интересах общества в целом", - считают авторы документа.
Минимальный показатель прибыли
Эксперты предложили Министерству финансов РФ установить минимальный показатель прибыли, направляемый на дивиденды госкомпаниями.
"Представляется необходимым предусмотреть в новой системе правового регулирования дивидендной политики компаний с государственным участием введение целевого показателя минимальной доли чистой прибыли, подлежащей направлению на выплату дивидендов на соответствующий период (3-5 лет), дифференцированный по соответствующим отраслям экономики с учетом мировой практики", - говорится в докладе.
Эксперты констатируют, что "потребность реформирования системы правового регулирования дивидендной политики в компаниях с государственным участием не вызывает сомнений".
"Вопреки требованиям действующего законодательства минимальная доля чистой прибыли, установленная законодательством в качестве размера для направления на выплату дивидендов в компаниях с государственным участием (25%), как правило, не предусматривается в качестве обязательной в дивидендной политике", - говорится в документе.
При этом одним из принципов совершенствования законодательства должно стать сочетание централизованного и децентрализованного подхода к дивидендной политике компаний с государственным участием.
При таком подходе единая дивидендная политика существует для крупных, стратегически значимых компаний, составляющих основу экономики. А по отношению к другим группам компаний дивидендная политика носит децентрализованный характер и формируется на уровне отраслевых министерств - это позволит обеспечить сочетание публично-правовых и частных интересов государства как акционера, учитывать специфику деятельности компании в соответствующей отрасли, а также избежать нарушений прав иных акционеров.