18 июня 2015, 12:11

ЮКОС не отпускает российскую собственность

ИТАР-ТАСС/ Федор Савинцев

Одной из обсуждаемых тем ПМЭФ-2015 неожиданно стали новые последствия дела ЮКОСа, которое экономическая элита уже считала практически перевернутой страницей в истории российского бизнеса

Одной из обсуждаемых тем Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) неожиданно стали новые последствия дела ЮКОСа, которое российская экономическая элита уже считала практически перевернутой страницей в истории российского бизнеса.

Накануне форума стало известно, что бельгийские судебные приставы пытаются использовать российское имущество для погашения претензий компании Yukos Universal Limited в рамках решения третейского суда в Гааге. В частности, приставы направили ряду российских компаний, работающих на территории Бельгии, а также банкам, обслуживающим их, предписание в 15-дневный срок представить список активов, которыми эти компании распоряжаются, для последующего исполнения решения суда.

Кроме того, во французских банках были заморожены некоторые счета, которые имеют отношения к российским клиентам. Также действия по замораживанию российских активов были предприняты во Франции.

Реакция России

"Это не явилось для нас неожиданностью. Мы считаем, что решения, которые были приняты, неправомерны. И существенно политизированы. Мы прогнозируем, что ряд стран введут аналогичные меры (помимо Бельгии - прим ред)", - сказал помощник президента РФ Андрей Белоусов. Он не стал называть страны, от которых Россия ожидает такого решения. Белоусов также отметил, что Россия работает с юристами по этому вопросу и намерена обжаловать действия Бельгии.

"Мы считаем, что все это незаконно, и предпринимаем ряд действий, направленных на то, чтобы в правовом поле в судебном порядке защитить наши интересы. Ситуация во Франции и Бельгии - мы должны отметить, к сожалению, очень сильно политизирована. Будем надеяться на то, что здравый смысл возобладает, и мы далеко в эту историю не зайдем", - сказал он.

Как отметил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, притязания на российские активы в Бельгии не должны стать причиной политических скандалов.

"Любые арбитражные процессы и их последствия - всегда штука непростая. Работают команды юристов. Мне кажется, что сейчас важно, чтобы профессионалы в этой части поработали, разобрались. Не нужно раздувать здесь какие-то политические скандалы. Дело за юристами, адвокатами, которые активно сейчас на эту тему работают", - сказал он.

При этом Дворкович указал, что "риски и у государства, и в бизнесе есть всегда". "Мы научились с ними работать, поэтому относимся спокойно", - резюмировал чиновник.

Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что Россия полностью исключает возможность выплаты по иску бывших акционеров нефтяной компании. Он также признал, что есть риск притязания на госимущество РФ не только в Бельгии и Франции, но и в других странах в рамках дела ЮКОСа.

Глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов, который подтвердил, что во французской дочке ВТБ были арестован счета российских компаний, выразил надежду, что представители российских властей предпримут все необходимые действия для решения этой ситуации, поскольку из-за этого судебного разбирательства возникла угроза для российской собственности, находящейся за рубежом и не защищенной дипломатическим иммунитетом.

Как заявил журналистам глава "Газпром нефти" Александр Дюков, компания считает, что риск наложения ареста на ее имущество во Франции и Бельгии по иску ЮКОСа минимален.

По его словам, подобного рода действия незаконны, и "если будут убытки, связанные с арестом активов в этих странах, то компания будет в судебном порядке требовать компенсации убытков в случае их возникновения".

Решение суда в Гааге

Причиной действий приставов в Европе стало решение постоянной палаты третейского суда в Гааге в июле 2014 года, которая обязала Россию выплатить почти $50 млрд долларов компаниям, аффилированным с бывшими акционерами компании ЮКОС. Суд решил, что действия России в отношении ЮКОСа можно расценить как экспроприацию инвестиций, нарушающую 45-ю статью Энергетической хартии, которую Россия подписала, но не ратифицировала.

Россия ранее уже высказывала категорическое несогласие с этим решением третейского суда в Гааге. Как говорилось в заявлении Минфина в конце июля прошлого года, выводы суда вступают в прямое противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека.

По мнению Минфина, ЕСПЧ дважды заключил, что ЮКОС совершил масштабное уклонение от уплаты налогов, руководство компании знало об имевших место нарушениях, доначисление практически всех налогов в адрес компании было законным и правомерным, но ЮКОС не был подвергнут дискриминации. Кроме того, третейский суд в Гааге не обладал соответствующей юрисдикцией для принятия такого решения.

Дело ЮКОСа

Само дело ЮКОСа началось еще в 2003 году, когда в результате претензий со стороны налоговых и следственных органов, которые обвинили целый ряд представителей менеджмента компании в экономических и уголовных преступлений, ее руководители, в частности, глава и крупнейший акционер Михаил Ходорковский оказались в заключении. Часть менеджеров и акционеров покинули страну, спасаясь от уголовного преследования. Большинство активов ЮКОСа, бывшей когда-то крупнейшей нефтяной компанией страны, были проданы в счет погашения налоговых долгов. Основным покупателем активов стала контролируемая государством "Роснефть".

Акционеры ЮКОСа утверждали, что причины давления на компанию носят политический характер, российские власти неоднократно заявляли, что никакой политической подоплеки в событиях вокруг нефтяной компании нет, причиной преследования ЮКОСа являются исключительно уголовные и экономические преступления, совершенные его руководством.