26 июля 2015, 21:43

СМИ: в России может появиться единая база мобильных номеров

EPA/ JUSTIN LANE

Доступ к данным будет предоставляться за деньги. Обратившийся к базе сможет узнать, когда был заключен контракт с последним владельцем мобильного номера

МОСКВА, 27 июля. /ТАСС/. Общественная палата (ОП) РФ предлагает создать единую базу данных сотовых номеров. Это позволит при смене владельца мобильного номера отключать SMS от банков и рассылки, которые согласился получать предыдущий владелец. Инициатива станет одной из тем обсуждения на закрытом совещании представителей ОП с операторами связи 29 июля, утверждают "Известия". Информацию подтвердили первый зампредседателя комиссии по безопасности ОП Дмитрий Чугунов и эксперт ОП, глава движения "СтопСпам" Денис Калугин.

По словам Калугина, целесообразно, чтобы подобные базы данных вели несколько организаций - тогда на рынке не появится монополист. Доступ к данным будет предоставляться за деньги. Обратившийся к базе сможет узнать, когда был заключен контракт с последним владельцем мобильного номера. Это позволит узнать, менялся ли владелец после того, как этот номер был указан в качестве контактного, скажем, в договоре о банковском кредите. При этом персональных данных владельцев сотовых номеров в базе не будет.

"Заемщик, который не хочет платить по кредиту, выбрасывает SIM-карту, чтобы до него не дозвонились. Однако номер находится в базе коллекторского агентства, на него периодически звонят или шлют SMS. Коллекторы и банки за это платят, - рассказывает Калугин. - Тем временем у сотового оператора номер хранится в "отстойнике" от трех до шести месяцев, после этого SIM-карта перевыпускается и поступает в открытую продажу. Ничего не подозревающий человек ее покупает, активирует и получает звонки и SMS от коллекторского агентства или банка".

По данным эксперта, ежемесячно коллекторы отправляют 100 млн SMS. Из них 27 млн не доходят до нужного адресата. Это прямые потери коллекторов. "Если пересчитать в цифры, то даже при стоимости сообщения 0,5 рубля в год выходит около 150 млн рублей", - добавил Калугин.

Между тем, сами телефонные компании сдержанно отнеслись к инициативе.

Представитель компании МТС Дмитрий Солодовников сообщил, что необходимость создания такой базы неочевидна и сопряжена со сложностями - например, в части соблюдения законодательства о персональных данных.

"Появление нового звена в связке абонент - оператор может увеличить срок решения проблем, которые эффективнее и оперативнее решать напрямую", - считает он.

А в пресс-службе "МегаФона" отметили, что создание единой базы может нарушить тайну связи и персональных данных абонентов. Компания уже предоставляет услугу по информированию банков и платежных систем о регистрации абонента в сети, - говорят в пресс-службе.