МОСКВА, 24 августа. /Корр. ТАСС Мария Дорохина/. Крупные торговые сети ожидают повышения оптовых цен на электронику и бытовую технику в России в ближайшие недели, если падение курса рубля продолжится.
Это приведет и к росту цен на гаджеты в магазинах, сообщили опрошенные ТАСС ритейлеры.
За последний месяц стоимость рубля относительно доллара упала на 20%. Подобные колебания приводят к заметному для покупателя увеличению цен на технику, отмечают в "Связном".
Причем поставщики уже начали говорить о возможном повышении закупочных цен, сообщил ТАСС президент "Евросети" Александр Малис. Подъем оптовых цен на электронику и бытовую технику может начаться в ближайшие недели, не исключает вице-президент по закупкам "Эльдорадо" Алексей Сердюченко.
Убытки производителей
Дело в том, что производители и поставщики больше не могут за свой счет компенсировать курсовые разницы для сдерживания роста цен, пояснили ТАСС в пресс-службе интернет-ритейлера "Юлмарт".
Ранее ради сохранения доли на российском рынке они готовы были ограниченное время компенсировать курсовые потери в пределах 10-15%, говорят в компании.
"Однако сейчас курс преодолел психологическую отметку, которая держалась на уровне 65-67 рублей за доллар. Преодолев этот критический барьер, производители и поставщики уже не готовы компенсировать за свой счет убытки, возросшие до 25-30% от отпускной цены товара", - сообщила представитель "Юлмарта".
Резкого скачка цен не будет
Однако резкого скачка цен в рознице ждать не стоит, уверен в свою очередь президент "Евросети".
"Процесс повышения цен не такой быстрый, это происходит планомерно в течение двух-трех месяцев. Товаров, закупленных по старым ценам, до повышения курса валют, должно хватить на плюс-минус месяц торговли", - пояснил Малис.
Ажиотажа не ожидается
Спрос на бытовую технику и электронику пока соответствует сезону и далек от предновогодней лихорадки декабря 2014 года, когда продажи выросли в разы из-за стремления россиян купить товары до повышения цен и инвестировать свободные средства в серьезные покупки, говорят ритейлеры. При этом некоторые торговые сети все же отмечают оживление потребительских настроений, а кто-то ожидает роста числа покупок на этой неделе на фоне стремления покупателей приобрести товар по старой цене.
Отсутствие ажиотажа в первую очередь связано с тем, что покупатели уже начали привыкать к постоянным скачкам курса рубля, считает директор по связям с общественностью "М.Видео" Антон Пантелев.
"Повторения ситуации декабря 2014 года не прогнозируется. Для покупок нужны свободные деньги, и покупки должны нести какой-то смысл. Сейчас таких условий нет", - отметил, в свою очередь, Малис.
Ритейлеры пережили ажиотажный спрос менее года назад. Потребность же покупателей на новый телевизор, холодильник или ноутбук еще не сформировалась, соглашаются в "Юлмарте". Кроме того, доходы населения остались на прежнем уровне, а сбережения были потрачены в прошлом году. Также опыт прошедших зимы-весны показал, что вслед за сильным экономическим спадом следует некое выравнивание ситуации, считают в компании.
"Покупатели понимают эту цикличность и не торопятся совершать крупные покупки, ожидая укрепления курса рубля", - сказали представители "Юлмарта".
Кроме того, снижению паники на рынке способствуют банки, которые восстановили доступность кредитов с февраля 2015 года и их доля сейчас сопоставима с показателями прошлого года - 18%, а в некоторых категориях, например, смарфонах, - более 30%, отметил Пантелеев из "М.Видео".