МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Торговые сети в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в конце августа выставили существенные скидки на бытовую химию брендов, партии которых были признаны Роспотребнадзором небезопасными.
Эксперты считают, что производители рассчитывают таким образом компенсировать ущерб, нанесенный имиджу этих брендов в результате заявлений надзорного ведомства.
Роспотребнадзор объявил об изъятии из продажи некоторых стиральных порошков и моющих средств 25 августа.
Активные распродажи в отделах бытовой химии, согласно ценникам и билбордам, стартовали 25-27 августа. Скидки наблюдаются в магазинах "Пятерочка" и гипермаркетах "Карусель" (X5 Retail Group), в сетях "Магнит" и "Лента", петербургских магазинах "7-я" и "Полушка" и др.
В частности, цены снижены на стиральный порошок Persil (Henkel), кондиционер для белья Vernel (Henkel), средство для мытья посуды Fairy (Procter & Gamble) и жидкое мыло Palmolive (Colgate-Palmolive) - все эти бренды фигурировали в претензиях Роспотребнадзора. В Екатеринбурге, по данным ТАСС, скидки на эту продукцию достигают 38-55%, в Санкт-Петербурге - 25-48%, в Москве - 13-27%.
Спасение имиджа
Заявления Роспотребнадзора о небезопасности некоторых стиральных порошков и моющих средств значительно ударят по репутации этих брендов, говорит заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики РАНХиГС Феликс Шарков.
В Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены соглашаются, что ситуация отразилась на имидже производителей. Изначально информация подавалась так, словно опасной оказалась вся продукция, а не отдельные партии, подчеркнул исполнительный директор ассоциации Петр Бобровский.
"Нельзя сказать, что ситуация отразилась на имидже слишком существенно, но ненужный ажиотаж вокруг есть. При этом Роспотребнадзор так и не дал никаких данных, как эти (небезопасные) партии найти", - отметил собеседник агентства.
В сложившихся условиях производители бытовой химии заинтересованы в "бросовых" ценах, а торговые сети стараются "ускоренно сбыть" товары под видами акций, уверен Шарков.
Кто был инициатором скидок - поставщики или торговые сети - сказать трудно, но игроки решили нивелировать возникший негатив и обратить внимание на то, что идет "социальное ценовое предложение", отмечает гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.
"Компании резонно захотели этим воспользоваться и приурочили промо-предложения к тому, что была информация от Роспотребнадзора", - сказал ТАСС Бурмистров.
Ажиотажный спрос
Однако падения спроса и продаж на фоне заявления Роспотребнадзора не произошло. Напротив, продажи упомянутых ведомством брендов выросли в диапазоне 20-60% по различным сетям в зависимости от формата, сообщил ТАСС Бурмистров.
"Произошел ажиотаж. У нас население традиционно, если сказать, что что-то подорожает или что-то произошло, бежит покупать", - сказал аналитик.
Покупатели не отказались от покупок бытовой химии привычных им брендов, потому что привыкли к этим товарам за последние несколько лет, считает в свою очередь Шарков.
Произошедший рост спроса будет краткосрочным и вряд ли повлияет на общие продажи компаний, прогнозирует Бобровский из Ассоциации производителей бытовой химии.
Скидки назвали совпадением
Ритейлеры не связывают распродажи в отделах бытовой химии с претензиями Роспотребнадзора.
"Стартовавшая в 20-х числах августа совместная промо-акция производителя и торговой сети, посвященная продвижению в течение 2015 года различных товаров бытовой химии, была запланирована еще в декабре 2014 года и является частью годовой программы совместных маркетинговых активностей", - заявил ТАСС руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group Олег Полетаев.
"Лента" и "Магнит" на запросы агентства не ответили. Однако источник в "Магните" заверил ТАСС, что небезопасные партии бытовой химии были сняты с реализации и находятся на складе. Скидки же, по его словам, являются обычным продвижением "товаров недели".
В Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены не знают, связаны ли распродажи с ситуацией вокруг ряда производителей порошков и моющих средств.
"Не могу (точно) сказать. Обычно промо-акции готовятся заранее, и это индивидуальные взаимоотношения компаний и торговых сетей", - сказал Бобровский.