26 октября 2015, 13:21

КамАЗ научит беспилотники объезжать мелких животных на дороге к 2020 году

Владимир Смирнов/ ТАСС, архив

По мнению представителя Минобрнауки, это умение машины "качественно выделит российское решение от существующих зарубежных аналогов"

КАЗАНЬ, 26 октября. /ТАСС/. Беспилотники КамАЗа к 2020 году научат распознавать любые виды препятствий на дороге, в том числе небольших животных, и останавливаться, пропуская их.

Об этом сообщила корр. ТАСС директор Департамента по информационной политике Минобрнауки РФ Анна Усачева.

По ее словам, о таких планах сообщили в ходе совещания в Набережных Челнах под руководством министра образования и науки России Дмитрия Ливанова.

"До 2020 года беспилотная модель будет оснащена рядом дополнительных параметров и характеристик, а текущие показатели усовершенствованы до возможности распознавать пешеходов вне зависимости от направления их движения. Также предусматривается возможность обнаружения на дороге любых препятствий, включая небольших животных, в том числе и собак", - сказала Усачева. По ее мнению, это умение машины "качественно выделит российское решение от существующих сегодня зарубежных аналогов".

Проект по созданию беспилотников реализуется КамАЗом совместно с российской компанией Cognitive Technologies, которая является разработчиком искусственного интеллекта машины, в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" Минобрауки. Серийная сборка беспилотников в России может начаться к 2022 году.

В понедельник глава Минобрнауки совершил рабочую поездку на КамАЗе, где провел совещание посвященное созданию семейства беспилотных грузовиков, а также ознакомился с возможностями опытного образца, сообщила пресс-служба министерства.

Беспилотник умеет ездить "змейкой"

Беспилотный грузовик ранее успешно прошел полигонные испытания - он уже умеет совершать простые маневры типа "змейка", разворачиваться, двигаться в автоколонне, останавливаться перед препятствиями, распознавать дорожную разметку и дорожные знаки, распознавать пешеходов и препятствия и при этом развивать скорость до 60 км/ч, отметили в пресс-службе Минобрнауки.

Прототип грузовика создан весной 2015 года на базе серийного грузовика КамАЗ-5350 с полноприводным шасси 6х6. Проект реализуется при финансовой поддержке Минобрнауки.

Широкие возможности

Беспилотный КамАЗ будет дороже серийного всего на 15%, сообщала ранее ТАСС президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова. "Ставится задача, чтобы беспилотный КамАЗ отличался по цене от серийной машины не более чем на 15%, мы близки к этой цели, поскольку используется оборудование отечественных компаний", - уточнила Ускова.

"Разница между импортным и отечественным оборудованием отличается в разы, к примеру российские высокоскоростные инфракрасные датчики стоят около $4 тысяч, а зарубежные аналоги - порядка $45 тысяч", - привела пример Ускова.

По ее словам, программа по созданию беспилотного КамАЗа полностью укладывается в ранее определенную смету в 18 млрд рублей. "Сумма может быть даже скорректирована в меньшую сторону, если мы быстро получим разрешение на испытание беспилотника в городских условиях, потому что к нам пошли предзаказы от иностранных заказчиков", - пояснила президент компании.

ГАЗ или КамАЗ для гостей ЧМ

Беспилотные КамАЗы могут запустить для обслуживания ЧМ-2018 по футболу. Это произойдет при реализации дорожной карты AutoNet, направленной на строительство в России инфраструктуры для движения беспилотных транспортных средств, сообщила Ускова. По ее словам, беспилотные КамАЗы смогут перевозить грузы, спортивное снаряжение и продукты питания для гостей и участников мундиаля. "Система искусственного интеллекта может быть установлена на любой машине модельного ряда КамАЗ, в том числе на автобусах. Если будет заказ, можно изготовить, например, беспилотный электробас, который будет перевозить пассажиров по заданному маршруту", - пояснила Ускова.

Как отметила собеседница агентства, беспилотники не смогут в 2018 году бесконтрольно передвигаться по дорогам общего пользования из-за особенностей российского законодательства. "Татарстан является пилотным регионом по использованию беспилотной техники, поэтому можно будет использовать беспилотники на ограниченных территориях по спецразрешениям", - уточнила президент Cognitive Technologies. Дорожная карта AutoNet разработана в рамках президентской программы "Национальная технологическая инициатива". Рабочую группу возглавляет генеральный директор ПАО КамАЗ Сергей Когогин.

На реализацию плана, включающего подготовку дорог для движения беспилотников, понадобится, по некоторым оценкам, около 60 млрд рублей.

Кроме того, в начале октября вице-президент "Группы ГАЗ" Елена Матвеева сообщила, что "Группа ГАЗ" готова к выпуску беспилотного грузовика "Урал" и автобуса для нужд ЧМ-2018 при наличии господдержки. "У нас есть все базовые наработки по созданию дистанционно управляемого автомобиля на платформе машин автозавода "Урал". На их основе при наличии господдержки к 2018 году может быть подготовлен полноценный образец автомобиля с возможностями дистанционного и автономного беспилотного движения", - сообщила Матвеева.

По ее словам, беспилотные "Уралы" будут обладать такой же уникальной проходимостью, как и базовые модели.