Ограничение госзакупок иностранного ПО: надежды и сомнения

ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников
С 1 января 2016 года госорганы должны будут закупать софт из спецреестра российского программного обеспечения

МОСКВА, 20 ноября. /Корр. ТАСС Екатерина Казаченко/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сегодня подписал постановление, согласно которому с 1 января 2016 года госорганы должны будут закупать софт из спецреестра российского программного обеспечения, если не докажут, что аналогов необходимого им иностранного ПО у российских разработчиков нет.

Данное предложение уже довольно давно обсуждалось на рынке. Власти отмечают, что принятое решение направлено на реализацию программы импортозамещения. Разработчики ПО, большая часть которых публично отказались комментировать решение правительства, пока не совсем понимают, как оно будет исполняться, но согласны, что оно поможет отечественным компаниям завоевать место на рынке.

Как гласит закон

Постановление предусматривает, что госзаказчики будут обязаны ограничить закупки российским ПО. Исключение составляют случаи, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и /или/ эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом потребность в соответствующем ПО необходимо будет обосновать в установленном законом порядке.

Для проведения экспертизы на включение сведений о программном обеспечении в реестр при Минкомсвязи будет создан специальный экспертный совет, который минимум на 50% будет состоять из участников по предложениям ассоциаций российских разработчиков ПО, сообщается в материалах Минкомсвязи. Состав совета будет утвержден до конца 2015 года Ведение реестра российского ПО будет осуществляться специальным оператором, зарегистрированным на территории РФ. Также в течение трех месяцев Минкомсвязь совместно с заинтересованными федеральными органами власти и организациями разработает критерии, по которым будет определяться потребность заказчика в соответствии ПО определенным характеристикам.

Кроме того, в течение полугода Минкомсвязь решит вопрос о допуске к госзакупкам ПО, происходящего из стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на равных условиях с отечественными разработчиками. После согласования с Минэкономразвития и МИД России соответствующие предложения будут направлены на утверждение в правительство.

Летом 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который определил порядок и условия признания ПО происходящим из РФ. Помимо этого было предусмотрено создание реестра российского ПО и были определены базовые критерии включения программных продуктов в реестр. В частности, исключительное право на ПО на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать российским правообладателям. Помимо этого, такое ПО должно свободно обращаться и распространяться на территории РФ и сумма лицензионных и иных отчислений за год в пользу иностранных правообладателей должна составлять не более 30% выручки от реализации ПО.

На пути импортозамещения

Постановление будет способствовать процессу импортозамещения, в частности, поможет конкурентоспособным российским продуктам получить поддержку со стороны внутреннего спроса, считает глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он уверен, что на деньги российских налогоплательщиков должно закупаться именно отечественное ПО.

В настоящее время, по данным Минкомсвязи, объем ежегодных лицензионных отчислений зарубежным производителям ПО составляет порядка 285 млрд рублей /45% от общего объема российского ПО/, при этом 30% таких отчислений приходится на госсектор. По мнению ведомства, зависимость РФ от зарубежных разработчиков программного обеспечения в течение 5-7 лет снизится на 30-50%.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин уверен, что это решение - первый реальный шаг поддержки отечественных компаний, которые имеют предложения для государственных учреждений, конкурентоспособны и готовы соответствовать требованиям госсектора. Он уточнил, что недостаточно просто принять закон, важно следить за его исполнением, в том числе с помощью общественных организаций и отраслевых сообществ.

В настоящее время российские разработчики не могут предоставить аналоги всем продуктам на рынке. "Если российские компании будут самостоятельно все изобретать, на это уйдет очень много времени, при этом они значительно отстанут от мирового рынка", - считает источник ТАСС в крупной иностранной компании, занимающейся разработкой ПО и работающей на российском рынке. По словам источника, на сегодняшний день единого решения международного уровня у российских компаний нет, они только идут к этому.

"Сейчас мы не можем импортозаместить все используемые технологии, но двигаться в этом направлении нужно. К тому же поддержка отечественных производителей - стандартная мировая практика", - пояснила ТАСС исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" /является одним из соавторов документа/ Евгения Василенко. "Сейчас, по оценкам Министерства связи, не более 25% используемого ПО является российским. При этом это та отрасль, где довольно много своих разработчиков и продуктов", - отметила она.

По данным каталога отечественного ПО, который ведет АРПП, сейчас на российском рынке представлено порядка 1 тыс. продуктов более 200 отечественных компаний.

Процедура выбора госорганами ПО должна быть прозрачной, считает Василенко. "Сейчас просто объявляются тендеры, где в техническом задании зашиваются те параметры, под которые подходит только конкретный производитель, либо напрямую указывается конкретный программный продукт, который планируется закупать", - объяснила она. По ее словам, после введения постановления у заказчика остается право закупать иностранный программный продукт, если ему не подходит российский. "Но при этом он должен объяснить, почему конкретно его российские продукты не устраивают, и сделать это публично, разместив обоснование в тендерной документации", - подчеркнула она.

Вопросы и предположения рынка

Главный вопрос, который возникает у крупных игроков рынка - какие критерии будут использоваться при определении необходимости закупки иностранного ПО государственными органами. "Пока критерии, по которым будет выясняться, есть ли аналогичное ПО или нет, не определены. Практически все игроки рынка хотят понять, что это за критерии, и вместе с регулятором их выработать", - заявил ТАСС источник в иностранной компании.

По словам эксперта, нужно определить, что понимается под термином "локализованный продукт". "Если это открытые коды для спецслужб, локализация под местное законодательство, центры разработки и сервисного обслуживания и обучения в стране, то все и так уже есть", - считает источник.

Госорганы при желании смогут закупать иностранное ПО, считает источник в крупной российской компании, занимающейся разработкой ПО. "На данный момент нормативные акты составлены таким образом, что если ведомство или компания хочет использовать иностранное ПО - оно его будет использовать. Будет довольно много вариантов, как эту закупку, несмотря на постановление, можно будет провести, поскольку в постановлении есть довольно большое количество оговорок", - сообщил собеседник агентства.

Он также отметил, что интерес к отечественным разработкам, безусловно, будет расти. "Ведомства и компании будут обращать на это больше внимания и будут более активно применять отечественное ПО. Это идет естественным образом, потому что сейчас это выгоднее при нынешних ценах и соотношениях курса", - подчеркнул источник.

При этом быстрого эффекта ждать не стоит. "На наш взгляд, данное постановление не приведет к серьезному перераспределению рынка, поскольку для того, чтобы разработать новое уникальное ПО, которое будет приспособлено под нужды государственных заказчиков, необходимо располагать большими временными, кадровыми и денежными ресурсами", - уверен директор по работе с корпоративными клиентами международной компании Softline Олег Тремзин.

Он сомневается, что заказчики согласятся ждать несколько лет, чтобы получить российский аналог какого-либо конкретного IT-решения от иностранного вендора.

"Мы говорим о ПО, которое обеспечивает функционирование очень больших ведомств, больших механизмов. Мгновенно перевести его на новые "рельсы" технологически совершенно невозможно", - отметил источник ТАСС в отечественной компании.

По его мнению, доля российских разработчиков на рынке будет меняться постепенно. "В следующем году многие будут вынуждены закупить то же ПО, которое они закупали в предыдущие годы, просто потому, что им нужно поддерживать действующую инфраструктуру", - подчеркнул источник, добавив, что существенное замещение импортного ПО отечественным в госсекторе может произойти в течение 5-7 лет.

Несмотря на существующие исключения из правил, обойти постановление будет непросто. "Найти лазейки будет достаточно сложно, потому что для ведения реестра Министерство связи будет формировать экспертный совет, более половины которого будут составлять российские разработчики тиражного ПО. Обойти такой экспертный совет, который знает компании и продукты на рынке, будет довольно сложно", - полагает Василенко.

Перспективы создания совместных предприятий иностранных компаний с отечественными положительно отразятся на рынке в будущем. "Если говорить о том, что иностранные компании смотрят в сторону того, чтобы попасть в реестр - это хорошо", - считает Василенко.

Положительным будет и стремление иностранных производителей передать исключительные права на свои продукты в российское юрлицо. Если они гарантируют поставку своих продуктов на всей территории России, включая Крым и Севастополь, если не менее 70% выручки от продукта будет оставаться в России, то это значит, что в России отрасль развивается, уверена эксперт. Впрочем, о таком поведении иностранных компаний, в том числе в партнерстве с российскими, пока с уверенностью говорить рано.

"У нашей компании есть представительство в Венесуэле, где ограничена покупка или продажа американского ПО. Там американские производители продают свою продукцию под локальными партнерскими брендами", - привел пример Тремзин из Softline.

"Мы будем смотреть, как это постановление будет применяться", - заявили в российском холдинге IBS.

В иностранных Microsoft, SAP и Cisco отказались комментировать данное постановление. Представители IBM не смогли оперативно предоставить комментарий.