БРЮССЕЛЬ, 21 декабря. /Корр. ТАСС Алина Евстигнеева, Денис Дубровин/. Россия, Европейский Союз и Украина за более чем год трехсторонних переговоров не смогли выработать компромисса по режиму торговли после ассоциации Киева с ЕС.
В результате Москва решила действовать в одностороннем порядке для защиты собственных торговых интересов: с 1 января РФ отменяет режим свободной торговли с Украиной и вводит продэмбарго.
Минэкономразвития России подчеркивает, что это не катастрофа. Во-первых, экономика РФ от этих мер не пострадает, а во-вторых, повода для обиды нет, ведь сама Украина получит торговые условия не хуже, чем, например, Бельгия.
Два раунда в один день
В Европейской комиссии состоялось два раунда трехсторонних переговоров, которые проходили напряженно. Первый открылся в 12.30 по московскому времени, однако в самый разгар переговоров (в 13:20) председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил, что Киев и Брюссель оказались не готовы к подписанию юридически обязывающего соглашения, которое учитывало бы интересы РФ.
Через несколько минут после этого заявления премьер также сообщил о введении режима контрсанкций в отношении Киева. Менее чем за неделю до решающих переговоров президент Владимир Путин подписал указ об отмене зоны свободной торговли с Украиной.
Впрочем, по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, принимавшего участи в переговорах в Брюсселе, новостной фон на итоговое решение трехсторонней министерской комиссии не повлиял, ведь Киев еще в сентябре был предупрежден, что Россия готова защищать собственные торговые интересы. "Наши партнеры эмоционально это восприняли, хотя я и пояснил, что никаких оснований для эмоциональности нет, потому что еще в сентябре этого года я прямо предупреждал, что именно такие последствия будут в том случае, если мы не достигнем договоренностей", - прокомментировал Улюкаев.
Экономика не пострадает
Товарооборот между Россией и Украиной по итогам текущего года едва достигнет $12 млрд, тогда как десять лет назад он был втрое больше - $40 млрд, и количество вовлеченных во взаимную торговлю компаний за эти годы неуклонно снижалось, напомнил сегодня Улюкаев. Все это позволяет утверждать, что влияние изменения режима на торговый баланс и макроэкономику будет незначительным.
"Я не думаю, что будет какой-то ощутимый эффект. Просто потому что в последние годы происходит снижение объема торговли с Украиной", - заявил Улюкаев, добавив, что "реальный эффект не будет чувствительным". Он также отметил, что продовольственный импорт из Украины составляет всего $200 млн. Похоже, замену украинским и турецким овощам и фруктам Россия уже нашла: по словам министра, Россия предлагает ЕЭК рассмотреть возможность снизить и даже обнулить импортные пошлины на плодоовощную продукцию из Ирана.
Но все-таки победа одержана
Несмотря на то, что итогового соглашения подписать не удалось, маленькая победа все же состоялась. В частности, странам удалось договориться о введении переходных периодов в техрегулировании. "Стороны принципиально договорились, что должны быть переходные периоды, в которых могут действовать одновременно требования и к ГОСТу СНГ, и требования европейских стандартов технического регулирования", - сообщил Улюкаев.
По его словам, у сторон расхождения относительно сроков: российская сторона предлагает большие сроки, до 10 лет по приоритетным, наиболее чувствительным секторам, до 5 лет по остальным. ЕС и Украина считают, что переходный период может быть до 5 лет по чувствительным и до 3 лет по остальным позициям.
Перед Россией, Украиной и ЕС изначально стояла крайне амбициозная задача: нужно было решить сложную торговую коллизию, которая возникает в связи с одновременным членством Украины с 1 января в двух разных системах регулирования: зоне свободной торговли с Россией и такой же зоной с ЕС. При отсутствии единой зоны между РФ и ЕС, а также санкционного режима, такую задачу решить оказалось невозможно. "Это был серьезный вызов, которому, боюсь, мы все не вполне соответствовали", - констатировал Улюкаев.
В частности, необходимо было гармонизировать фитосанитарное, таможенное и ветеринарное регулирование, что в итоге сделать не удалось. Однако, несмотря на все разногласия, Украина получит с Россией торговый режим не хуже, чем любой другой торговый партнер: режим наибольшего благоприятствования. Собственно это и означает, что Украине будут предоставлены условия, льготы и преимущества не хуже тех, которые уже предоставлены или будут предоставлены любой другой стране.
"Ни в коем случае не собираемся рвать экономические отношения. Режим наибольшего благоприятствования означает, что украинские предприятия-экспортеры будут иметь режим не хуже, чем предприятия любой другой страны. Как например предприятия Бельгии", - пояснил министр.
По его словам, с 1 января 2016 года обсуждения продолжатся, однако они будут вестись "по ту сторону Рубикона".
Жесткая риторика
В отличие от российской делегации, которая крайне сдержанно комментировала итоги переговоров, представители Киева и Брюсселя были их итогами откровенно разочарованы. Так, Еврокомиссия обвинила Россию в провале собственных посреднических усилий на трехсторонних переговорах по введению в действие зоны свободной торговли ЕС-Украина. В итоговом заявлении Еврокомиссии отмечается, что решение РФ о переводе Украины на режим наибольшего благоприятствования "противоречит условиям минских договоренностей".
"Россия выдвинула требования, которые не могли быть обоснованы или удовлетворены, поскольку не находились в соответствии с законодательством ЕС или ВТО, - говорится в документе. - Указ президента РФ Владимира Путина от 16 декабря 2015 года, приостанавливающий действие зоны свободной торговли в рамках СНГ в отношении Украины, добавил элемент политического давления и противоречит прописанным в минских соглашениях по участию в трехсторонних переговорах (по торговле)". Как также заявила еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем, требования России о подписании юридически обязывающего документа не могли быть удовлетворены принципиально, поскольку "означали бы вскрытие двустороннего соглашения между Украиной и ЕС".
Позиция Киева
В свою очередь, глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что переговоры завершились "без единого результата". "Да, можно сказать, что консультации завершились без единого результата. Позиции ЕС и Украины совпадают, и соглашение о ЗСТ вступит в силу с 1 января 2016 года", - сказал он. Ответственность за провал переговоров Климкин возложил на Россию. В частности, министр отметил желание России получать таможенную информацию о движении товаров между Украиной и ЕС.
"По таможенному регулированию Россия хотела получить всю информацию о торговле ЕС с Украиной. У нас есть сомнения, что эта информация пойдет только в российскую таможенную службу, а не в ФСБ или другие структуры", - заявил Климкин.
По словам главы украинского МИД, Россия также настаивала на проведении инспекций всего аграрного сектора Украины. Климкин подчеркнул, что эти требования абсолютно неприемлемы.
Сколько потеряет Украина
Ранее премьер-министр страны Арсений Яценюк оценил потери от продуктового эмбарго России в $600 млн.
"Мы готовимся к тому, что Россия введет торговые ограничения против Украины. Украина провела свою оценку потенциальных потерь о введения эмбарго, по крайней мере на 2016 год. Мы потеряем около $600 млн экспорта в РФ", - сказал он.
Между тем лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук высказал мнение, что запрет экспорта товаров в Россию означает для Украины миллиарды долларов убытков и десятки тысяч безработных. "Если доступ украинскому экспорту в РФ будет закрыт, это будет означать не только миллиарды долларов убытков (эксперты говорят о $35 млрд), но и десятки тысяч новых безработных на Украине. И это притом, что безработица в стране и так зашкаливает", - написал он.
Политик подчеркнул, что $600 млн потерь, о которых заявил Яценюк, - это только прямые финансовые потери от снижения экспорта, да и то не полностью.
Зона свободной торговли СНГ. Досье
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Досье
Импорт продовольствия с Украины в Россию. Досье