18 января 2016, 19:19

Клуб "Валдай" посчитал риски для АЭС в Турции и атомных проектов РФ на Ближнем Востоке

Главными сдерживающими факторами в этой сфере являются политическая нестабильность и угроза терроризма, заявил директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков

МОСКВА, 18 января. /ТАСС/. Россия, обладающая крупным портфелем заказов в атомной энергетике на Ближнем Востоке, должна быть готова к негативным сценариям событий на этом рынке, сохраняя свои конкурентные преимущества.

Главными сдерживающими факторами в этой сфере являются политическая нестабильность и угроза терроризма. Такое мнение озвучил на заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай" директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков.

"На перспективу до 2030 года в шести странах Ближнего Востока могут быть построены девять АЭС с 33 реакторами, - отметил он в своем докладе перед экспертным сообществом. - При этом Россия уже сегодня является крупнейшим с точки зрения подписанных контрактов игроком в строительстве АЭС. Доля Ближнего Востока в общем портфеле заказов "Росатома" составляет примерно треть. Однако ряд угроз, имеющихся в данном регионе, могут внести негативные коррективы в эти планы".

Основные трудности, отметил Хлопков, представляют ограниченная ядерная инфраструктура региона, в том числе отсутствие кадров, несовершенство нормативно-правовой базы, недостаток опыта в большинстве стран региона. "Нет ученых, нет специалистов, которые могли бы реализовывать такие проекты", - подчеркнул эксперт.

Однако основное препятствие - это политическая нестабильность, войны, угроза терроризма и прочие опасности, констатировал Антон Хлопков. "Это вообще главный сдерживающий фактор на пути экономического и энергетического развития региона, в том числе и в области атомной энергетики. С этими рисками мы не можем не считаться".

В связи с этим, по мнению экспертов, даже при оптимистическом сценарии планы развития ядерной энергетики на Ближнем Востоке удастся реализовать не более, чем на треть. При негативном сценарии соответствующие оценки не превышают 10%.

В частности, напомнил Хлопков, после получения необходимых разрешительных документов в 2016 году планируется начать строительные работы на АЭС "Аккую" в Турции. "Но эти планы могут быть скорректированы в результате резкого ухудшения отношений Москвы и Анкары", - заметил он. Если в разумные сроки не произойдет прорыва в отношениях, а такой перспективы пока не просматривается, - вероятность реализации совместного проекта по АЭС невысока, считает эксперт.

Впрочем, и в случае негативного сценария должны быть реализованы как минимум три из уже начатых проектов строительства АЭС, и во всех участвует Россия.

Планируется, что РФ может предоставить реакторные технологии, услуги по поставке топлива и вывозу отработанных ядерных материалов с АЭС "Аккую" и для иранской станции в Бушере. Для проекта "Барака" в Объединенных Арабских Эмиратах, где станцию строит южнокорейский консорциум, Россия должна будет поставлять урановую продукцию.

Таким образом, подчеркнул Хлопков, Россия в лице госкорпорации "Росатом" сохраняет конкурентные преимущества на ближневосточном рынке.