МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Счетная палата подтвердила, что председатель правления УК "Роснано" Анатолий Чубайс полностью компенсировал расходы на новогодний корпоратив компании в размере 3,3 млн руб.
Об этом говорится в сообщении контрольного ведомства по результатам проверки компании.
"Согласно представленным данным и первичным документам стоимость проведения новогоднего корпоратива на 300 участников составила 3,3 млн руб. Эти деньги были полностью компенсированы руководством "Роснано". 23 декабря 2015 г., через два дня после мероприятия председателем правления ООО "УК "Роснано" Анатолием Чубайсом была произведена компенсация в полном объеме суммы, перечисленной в ЗАО "Континент Экспресс", проводившее новогоднее мероприятие", - отмечается в сообщении Счетной палаты.
Проверка "Роснано"
Как сообщалось ранее, 23 декабря вице-премьер РФ, председатель совета директоров ОАО "Роснано" Аркадий Дворкович поручил провести проверку и представить в совет директоров "Роснано" данные, обосновывающие решение о выплате премий сотрудникам компании, а также проверить источники финансирования новогоднего корпоратива.
5 февраля комитет по аудиту при совете директоров "Роснано" рассмотрел фактические обстоятельства учета и возмещения расходов на проведение корпоративного новогоднего мероприятия, прошедшего 21 декабря 2015 г. По итогам проверки комитет установил, что руководство корпорации в полном объеме компенсировало общую стоимость услуг по смете на организацию и проведение новогоднего корпоратива, что отражено в бухгалтерском учете.
Ранее "Роснано" сообщала, что члены правлений фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" и управляющей компании "Роснано" приняли решение оплатить предновогоднее мероприятие для сотрудников из личных средств. Общая стоимость праздничного мероприятия составила 2 млн 238 тыс. руб., участие в корпоративе приняли 415 человек, отмечала тогда корпорация.
Расходы компании превысили доходы
Расходы "Роснано" по половине завершенных на 30 сентября 2015 г. проектов превысили доходы на 13,1 млрд руб. Такие данные содержатся в материалах по результатам проверки госкомпании Счетной палатой.
"По состоянию на 30 сентября 2015 г. "Роснано" завершило 16 инвестиционных проектов. Анализ прекращения участия "Роснано" показывает, что по восьми инвестиционным проектам выход был осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд руб., в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой на сумму 7,7 млрд руб. Их цели достигнуты не были, а реализация неэффективна", - говорится в материалах Счетной палаты.
Речь идет о таких проектах, как "Галилео"; "Магазин будущего"; "Поликремний"; "Нанокерамика"; "Lilliputian Systems"; "ПЭТ ВОЛОКНА"; "Нокия Сименс Нетворкс: трансфер производства телекоммуникационного оборудования для сетей 4G LTE, использующего наногетероструктурные интегральные схемы"; и "Коннектор Оптикс".
По данным ведомства, количество поступивших в "Роснано" заявок на инвестиции с 2010 г. по 2015 г. сократилось в 34 раза с 439 до 13. При этом количество одобренных по заявкам проектов снизилось в 7 раз с 44 до 6. Число проектов, по которым осуществлялось финансирование за этот период, также имеет тенденцию к сокращению: с 42 проектов в 2010 г. до 27 в 2015 г.
Проверка показала, что наибольшее количество проектов, по которым начато финансирование, приходилось на 2010-2012 гг., объем финансирования за эти три года составил 101,83 млрд руб., или 64,2% от общего объема инвестиций (158,62 млрд руб.). Объем и доля использования средств, обеспеченных государственными гарантиями, за это время составили 89,72 млрд руб., или 64,1% (139,91 млрд руб.). Далее показатели по количеству проектов, по которым начато финансирование, снизились с 6 в 2013 г. до 2 в 2015 г., в 4-м квартале 2015 г. было начато финансирование 2 проектов.
"За 9 месяцев 2015 г. финансирование новых проектов не производилось, а только продолжалось финансирование ранее начатых инвестиционных проектов. Объем инвестиций снизился с 2011 г. по сравнению с 2015 г. с 36,34 млрд руб. до 16,7 млрд руб. или более чем в 2,2 раза", - пояснила аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.
Гарантийный случай
Возможность наступления гарантийного случая по долгам "Роснано" в период действия государственных гарантий в 2017-2023 гг. оценивается как высокая. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки работы госкомпании в 2010-2015 гг.
По данным ведомства, объемы обязательств "Роснано" по погашению основного долга по кредитам и облигационным займам, обеспеченным гарантиями, в 2016-2023 гг. составляют 146,19 млрд руб., в том числе в 2017 г. - 46,41 млрд руб., в 2019 г. - 31,06 млрд руб., в 2022 г. - 23,08 млрд руб. Совет директоров "Роснано" 14 декабря 2015 г. утвердил долгосрочную программу развития до 2020 г. с планируемым объемом государственной гарантийной поддержки в 2016-2020 гг. в объеме 70 млрд руб., и реализация которой, наряду с основными задачами направлена также на выполнение обязательств по погашению долговых обязательств по кредитам и облигационным займам.
Согласно этой программе, деятельность "Роснано" до 2017 г. будет являться планово-убыточной, отмечается в материалах Счетной палаты. При этом реализация ее мероприятий является зависимой от господдержки в объеме 70 млрд руб.
В связи с этим, Счетная палата предложила правительству РФ поручить заинтересованным ведомствам повысить эффективность вложений денежных средств "Роснано", полученных под государственные гарантии, в инвестиционные проекты в сфере нанотехнологии и минимизировать риски наступления гарантийных случаев.
Запретить вознаграждения по убыточным проектам
Счетная палата РФ предлагает запретить выплачивать руководству "Роснано" вознаграждения по убыточным проектам за счет кредитов и займов по госгарантиям.
"Счетная палата РФ полагает целесообразным предложить правительству РФ поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о внесении изменений в правила предоставления госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО "Роснано" в части запрета выплат вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) по убыточным инвестпроектам и выплат руководящему составу единоличного исполнительного органа общества за счет кредитов и облигационных займов, обеспеченных госгарантиями", - отмечается в сообщении.
По данным Счетной палаты, в 2014-2015 гг. "Роснано" выплатила своей управляющей компании (УК) вознаграждение в размере 8,09 млрд руб., в том числе комиссии за управление - 7,96 млрд руб. и комиссии за успех по проектам, из которых "Роснано" вышло, - 0,13 млрд руб.
"Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "Роснано" управляющей компании составлен таким образом, что даже с убыточных инвестиционных проектов при условии прекращения участия общества в проекте может быть выплачена комиссия за успех в пользу УК", - пояснила ситуацию аудитор Татьяна Мануйлова, слова которой приводятся в сообщении Счетной палаты.
В результате этого в 2014-2015 гг. по проектам с отрицательным доходам (общие инвестиции значительно больше справедливой стоимости проекта и поступлений от него) выплачена комиссия за успех в размере 25,49 млн руб. В эту сумму входят выплаты, связанные с масштабным комплексом по производству поликристаллического кремния и моносилана "Поликремний" (20,95 млн руб.), с производством защитных нанокерамических покрытий ITN nanovation (1,75 млн руб.) и с производством автономных топливных ячеек Liliputian (1,42 млн руб.), уточняется в материалах Счетной палаты.
Анализ финансового состояния "Роснано"
Счетная палата РФ раскритиковала Минфин за отсутствие методики анализа финансового состояния "Роснано" при предоставлении госгарантий.
По данным Счетной палаты, обязательства по госгарантиям, предоставленным "Роснано", на 31 декабря 2015 года составили 157,19 млрд рублей. При этом правила предоставления госгарантий не устанавливают порядок или методику осуществления анализа финансового состояния "Роснано".
"Если бы Минфин использовал свои полномочия правильно и руководствовался полномочиями, данными бюджетным кодексом, то выпустил бы порядок или методику, утвержденную своим приказом. Это исключительная компетенция Минфина. Письмо Минфина не носит нормативного характера, но влечет за собой последствия в предоставлении государственной гарантии на 11 млрд руб.", - считает председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
Ведомство предложило правительству РФ утвердить соответствующую методику.
Согласно материалам проверки "Роснано", по состоянию на 30 сентября 2015 года к блоку антикризисного управления отнесен 21 инвестиционный проект. Общий объем финансирования кризисных проектов составил 60,53 млрд рублей. По 20 из ним финансирование осуществлялось за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой в объеме 25,88 млрд рублей. В том числе объемы использования средств госгарантий по проекту "Поликремний" составили 9,4 млрд рублей, "Хевел" - 2,3 млрд рублей, "Лиотех" - 3 млрд рублей, "Проволока: создание в России производства режущей проволоки на основе технологии плазменной модификации поверхности" - 2,6 млрд рублей.
Однако, по мнению Счетной палаты, справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО на 30 сентября 2015 года составляет 13,93 млрд рублей, или 23% от объема финансирования за весь период реализации кризисных проектов.
По информации управляющей компании "Роснано", при успешном управлении кризисными проектами в 2017-2020 годах поступления от кризисных проектов компенсируют первоначальные инвестиции лишь на 50%.
"Кризисные проекты с объемом государственной гарантийной поддержки, выведенные в блок антикризисного управления, являются неэффективными проектами, финансовые вложения в проектные компании по указанным проектам являются убыточными и неэффективными активами", - отмечает аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.