МОСКВА, 22 мая /ТАСС/ Возвращение экономики РФ к прежним темпам роста 5-7% в год практически невозможно, даже если цены на нефть станут выше $50 за баррель, говорится в материалах Минэкономразвития, подготовленных к заседанию Экономического совета при президенте РФ (имеются в распоряжении ТАСС).
Заседание Экономического совета при президенте РФ состоится 25 мая. На нем будут заслушаны доклады по экономической политике Столыпинского клуба, главы ЦСР, экс-министра финансов Алексея Кудрина и министра экономического развития Алексея Улюкаева.
"Наши расчеты показывают, что даже в условиях высоких цен на нефть, т.е. выше $50 за баррель, возвращение на прежнюю траекторию роста, 5-7% в год, практически невозможно", - отмечается в документе. По мнению Минэкономразвития, это связано с глубокими структурными изменениями мировой экономики, переходящей в состояние "новой нормальности".
Средняя цена на нефть Urals в апреле 2016 году составила $39,63 за баррель, прогноз Минэкономразвития на ближайшие три года рассчитан исходя из $40 за баррель.
Спад в экономике завершился
Спад в российской экономике в значительной степени завершился и близка нижняя точка этого падения, говорится также в материалах Минэкономразвития.
"В настоящий момент российская экономика находится в состоянии стагнации. Спад в значительной степени завершился, экономический цикл находится близко к нижней точке. В отдельных моментах мы уже видим признаки восстановления, которое продолжится в среднесрочном периоде", - отмечается в документах.
Минэкономразвития подчеркивает, что уже видны признаки восстановления экономики, которое продолжится в среднесрочном периоде. По данным Росстата, в первом квартале падение ВВП составило 1,2%, в целом за год Минэкономразвития прогнозирует спад 0,2%.
Ожидаемый рост
Согласно данным Минэкономразвития, потенциальный рост российской экономики находится на уровне 2% в год, но его можно увеличить до 4% через эффективное использование трудовых ресурсов и стимулирование инвестиций.
"Потенциальный рост сейчас находится на уровне 2% и в ближайшие пару лет мы вернемся на эту траекторию. Однако эти темпы для российской экономики неприемлемы, так как ведут к снижению нашей доли в мировой экономике, потери конкурентоспособности, падению уровня жизни населения относительно большинства стран", - отмечается в документе.
МЭР отмечает, что удвоение потенциального роста является вполне реальной задачей, его можно достичь через более интенсивное использование трудовых ресурсов, накопление инвестиций и повышение производительности этих факторов.
Об инвестициях
Инвестиционная политика является краеугольным камнем новой экономической модели, в ближайшие годы РФ нужен рост инвестиций на уровне 7-8% в год, говорится в докладе МЭР.
"Оптимальное соотношение между текущим потреблением и инвестициями, исходя из максимизации выпуска, согласно различным моделям находится в диапазоне 22-25% ВВП. Для того чтобы выйти на это соотношение, инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7-8% в год при сохранении тенденции стагнации текущего потребления", - отмечается в документе.
Добиться этого можно за счет активной инвестиционной политики, которая базируется на "трех китах": создание и поддержание инвестиционного ресурса, создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, стимулирование инвестиционной активности через механизмы государственной поддержки.
Поддержка экспорта
МЭР предлагает в несколько раз увеличить рост финансовой поддержки российского экспорта, включая значительную ежегодную докапитализацию РОСЭКСИМбанка, ЭКСАРа и РЭЦа. "Также нужна переориентация мер отраслевой поддержки с финансирования испытывающих проблемы предприятий по поддержанию ими выпуска и занятости на поддержку экспорта продукции. Одновременно необходима поддержка компаний-лидеров, имеющих высокую динамику роста экспорта, в рамках деятельности институтов развития", - отмечается в документе.
О создании бюджетных фондов
Минэкономразвития предлагает создать бюджетные фонды инфраструктурных инвестиций на федеральном, региональном и муниципальном уровне. "Это подход разделяется даже Международным валютным фондом, поскольку он учитывает, что государственные инвестиции в инфраструктуру являются "самоокупаемыми" для бюджета на длительных интервалах времени благодаря экономическому росту и дополнительным налогам, которые они создают в перспективе", - отмечается в документе.
Борьба с безработицей
МЭР предлагает меры по повышению гибкости трудового законодательства, в том числе упрощение процедур увольнений, в том числе по инициативе работодателя по экономическим причинам. "Ощутимого вклада в повышение потенциального роста мы можем добиться, лишь снизив естественный уровень безработицы до 4-4,5%. Решается эта задача путем различных мер, направленных на повышение гибкости рынка труда", - говорится в документе.
О снижении издержек бизнеса
Только за счет наведения порядка в государственном регулировании бизнеса можно снизить издержки на несколько сотен миллиардов рублей в год, говорится в материалах Минэкономразвития. "В первую очередь речь идет о тарифной политике в сфере естественных монополий и радикальном снижении регуляторной и административной/правоохранительной нагрузки на бизнес. В части тарифной политики это ограничение роста тарифов темпами ниже инфляции", - отмечается в документе.
Также необходимо снижать административную нагрузку на бизнес и давление со стороны правоохранительных органов, обеспечить стабильность налоговой политики и размеров обязательных платежей. Вся совокупность мер значительно сократит издержки на ведение бизнеса в РФ.