8 июня 2016, 00:07

Российский самолет нового поколения МС-21 будет представлен в Иркутске

ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
В церемонии примет участие председатель правительства Дмитрий Медведев

ИРКУТСК, 8 июня. /Спец. корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Новый российских лайнер МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") будет представлен в среду на заводе "Корпорации "Иркут", которая входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

В церемонии примет участие председатель правительства Дмитрий Медведев. Ожидается, что на мероприятии будут министр промышленности и торговли Денис Мантуров, руководитель Росавиации Александр Нерадько и президент ОАК Юрий Слюсарь.

Будет представлен первый собранный экземпляр МС-21, вторая машина находится на стадии монтажа, а для третьей только начинают поступать детали. Так называемая выкатка самолета подразумевает обычную демонстрацию экстерьера. В большинстве случаев самолет стоит статично, бортовые системы не демонстрируются. В ряде случаев он может именно выехать из ангара на презентацию, отсюда и название церемонии - выкатка.

МС-21 - первый ближне-среднемагистральный самолет, который будет производиться в России. В новой истории России с нуля произвели пока только один гражданский самолет - региональный Sukhoi Super Jet-100 (первый полет осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011 года). МС-21 от него отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест (в SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 - до 211 кресел).

Первый полет МС-21 намечен на декабрь 2016 года, а начало серийного производства на 2017 год. Будет производиться две версии самолета - МС-21-200 и МС-21-300. На данный момент готовится к летным испытаниям МС-21-300, а модель МС-21-200 находится еще на стадии производства. Версии машин отличаются только вместимостью. МС-21-300 вмещает от 163 до 211 пассажиров, а МС-21-200 сможет взять на борт от 132 до 165 пассажиров.

Самолет будет востребован

По словам исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, основное отличие этих самолетов в рынке сбыта - спрос на ближне-среднемагистральные самолеты в разы больше.

"В мире требуется в разы больше самолетов на 180 кресел, нежели на 100 кресел. При этом МС-21-300 сегодня на пике спроса, это самая удачная размерность с точки зрения сочетания комфорта и вместимости, - сказал он.

В прогнозе по рынку авиаперевозок компании Boeing отмечается, что до 2020 года спрос авиакомпаний на ближне- среднемагистральные самолеты составит до 26730 самолетов. Региональных - всего 2490 самолетов.

К сильным сторонам МС-21 Пантелеев относит значительное число инноваций.

"Он получил инновации, которых нет у одноклассников (Boeing 737 MAX-200 и Airbus A320neo). В первую очередь это крыло из композитных материалов. Остальное не столь заметно, но тоже влияет. К примеру активные боковые ручки управления. Или очень продвинутая авионика и увеличенный диаметр фюзеляжа", - отметил эксперт.

К сильным сторонам самолета его создатели относят возможность сокращения времени оборота воздушного судна в аэропорту на 20% и усовершенствование систем самолета, в том числе бортового радиоэлектронного оборудования, комплексной системы оборудования, системы отображения информации в кабине, системы кондиционирования и электроснабжения.

Авиакомпании хотят обновления парка

В 2003 году прошел тендер Росавиакосмоса (ведомство сейчас упразднено) на разработку ближне-среднемагистрального самолета. Создатели заявляют, что МС-21 призван заменить устаревшие Ту-154. Ожидается, что МС-21 составит полноценную конкуренцию продукции Boeing и Airbus (Boeing 737MAX и Airbus A320 neo).

На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолетов. Из них на 175 машин заключены твердые (проавансированные) контракты, еще по 110 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения.

Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания "Аэрофлот". Планируется, что в парке авиакомпании будет эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания "Авиакапитал-сервис". Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Первый самолет поступит в авиапарк компании в четвертом квартале 2018 года.

Кроме "Аэрофлота" крупными заказчиками являются лизингодатели "ВЭБ-лизинг" (30 самолетов) и "Ильюшин финанс" (50 самолетов, запланированы поставки 28 самолетов и еще действует опцион на 22 самолета).

Появились уже и первые зарубежные заказчики. Есть твердый контракт с индонезийской Crecom Burj Berthad на поставку 25 самолетов и опцион на 25 машин. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку шести самолетов и опционом на четыре машины. Интерес к самолету проявляет национальная авиакомпания Танзании Air Tanzania, а также Иран, Саудовская Аравия и Индонезия.