14 июля 2016, 10:08

"Русал" в перспективе хочет поставлять весь свой алюминий в Россию

Александр Колбасов/ ТАСС
Компания рассчитывает на увеличение потребления алюминия в России с текущих около 1,4 млн тонн в год до 2 млн тонн к 2021 году и до 2,5 млн тонн к 2024 году

МОСКВА, 14 июля. /Корр. ТАСС Виктор Жиров/. "Русал", крупнейший мировой производитель алюминия, инициирует разработку и производство новых железнодорожных вагонов, велосипедов, мостовых переходов, оконных рам и шипов на зимней резине на основе сплавов алюминия. Об этом сообщил журналистам директор "Русала" по сбыту на рынках России и стран СНГ Роман Андрюшин.

По его словам, "Русал" рассчитывает на увеличение потребления алюминия в России с текущих около 1,4 млн тонн в год до 2 млн тонн к 2021 году и до 2,5 млн тонн к 2024 году. Для этого на первом этапе необходимы инвестиции в объеме около $800 млн к 2021 году, а всего до 2024 года - $2 млрд.

"Для того, чтобы запустить эту программу, необходимы финансовые ресурсы. Мы делали оценку, первый этап должен стоить порядка $800 млн. Это возвратные деньги, мы говорим о кредитных ресурсах. Эти ресурсы необходимы в инфраструктуру и производственные мощности наших потребителей. То есть здесь нет инвестиций "Русала", так как мы работаем и развиваемся за счет собственных ресурсов", - отметил Андрюшин.

Он рассказал, что следующий передел в алюминиевой индустрии РФ после "Русала" представляют около 500 предприятий, которые активно перерабатывают алюминиевый сплав в алюминиевый полуфабрикат. Еще 1000 предприятий делают из полуфабриката следующую стадию продукта, либо конечное изделие.

"В целом, 1500 предприятий, которые потребляют наш металл, нуждаются в инвестициях. Для прибавления 600 тыс. тонн алюминия к существующему потреблению нам необходимо $800 млн в 50-100 новых производств. Проблему привлечения финансирования в эти производства необходимо решать через государственные программы Минпромторга РФ. Мы активно работаем с министерством по этому вопросу", - добавил Андрюшин.

По его словам, для дальнейшего прироста потребления до 2,5 млн тонн в год и выше необходимы более значительные инвестиции - в общей сложности около $2 млрд. "Здесь уже речь пойдет о производстве более технологичного, высокомаржинального продукта", - пояснил он.

В настоящий момент "Русал" занимается поддержкой потребителей алюминия - перерабатывающих отраслей и отраслей конечного потребления. В частности, Андрюшин рассказал про наиболее востребованные рынком продукты.

Новый провод из алюминия дает экономию в 40%

По словам директора "Русала" по сбыту на рынках России и стран СНГ, среди новых изделий, которые наиболее интересны рынку потребления, следует отметить сплавы для проводов в жилищном строительстве.

"Это сплавы с добавлением меди, цинка и циркония. При этом алюминий значительно дешевле меди. Например, могу сказать, что алюминиевая проводка дает экономию по сравнению с медной в 40%. Законы все приняты, прошли утверждение в Думе, сейчас идут согласования в Минстрое, финализируем стандарты. В конце 2016 - начале 2017 года мы будем готовы поставлять их на рынок. Планируем сохранить свою долю в 50% от рынка кабельной продукции в РФ, остальная доля сохранится за медью. При этом идет смещение в сторону более дешевого алюминия", - отметил Андрюшин.

Вагоны из алюминия

"За два последних года разработан вагон для перевозки сыпучих материалов, в частности, удобрений. Этот проект реализуется совместно с вагоностроительной компанией "РМ Рейл" (входит в "Русские машины" Олега Дерипаски) в кооперации с "Алкоа Россия", которая предоставила новые твердые сплавы", - сказал Андрюшин.

Новые вагоны уже прошли испытания и сертификацию. Они легче, долговечнее, позволяют перевозить больше груза и всего на 10-15% дороже действующих вагонов из стали.

"Сейчас мы показываем новый вагон РЖД и потенциальным потребителям, производителям сыпучих удобрений. Уже запустили в производство 20 вагонов на Саранском заводе. Их изготовят в ближайшие 1,5 месяца. Пройдет период опытной эксплуатации, и, я уверен, что в следующем году мы увидим сотни таких вагонов на железных дорогах России", - отметил Андрюшин.

Следующим проектом в вагоностроении будет разработка и строительство полувагонов.

"Сейчас в РФ доля алюминиевых вагонов составляет 0%. Надеемся занять 50% этого рынка для сыпучих грузов, речь может идти о десятках тысяч вагонов. По полувагонам прогнозировать сложнее, впереди долгая работа" - добавил директор по сбыту "Русала".

Миллион велосипедов в год

По данным "Русала", России необходимо около 1 млн велосипедов в год.

"Большинство новых велосипедов завозят из Китая. Все российские производства по большей части являются сборкой компонентов из Китая. Мы очень активно работаем со сборщиками велосипедов и планируем совместно с нашими переработчиками поставлять компоненты. Здесь мы работаем с компанией "Татпроф", которая будет делать рамы для велосипедов, и холдингом "Веломоторс". Думаю, в ближайшие месяцы мы увидим полностью российский велосипед", - отметил Андрюшин.

Сотни новых пешеходных мостов из алюминия на Дальнем Востоке

"Первый и единственный в России пешеходный алюминиевый мост был построен в Санкт-Петербурге в 1968 году. Это была такая первая и последняя разработка в нашей стране. При этом во всем мире пешеходные мосты в большинстве строятся с использованием алюминиевых решений. Но мы уже строим два моста в Нижнем Новгороде, они все из алюминия, кроме болтов крепления. Он дешевле, долговечнее и эстетически более красивый, поскольку не ржавеет и не имеет износа", - сообщил Андрюшин.

"Также у нас идет диалог с Дальним Востоком, где существует огромная программа на сотни пешеходных мостов и переходов. При этом возведение алюминиевого моста происходит гораздо быстрее, чем из стальных конструкций, поскольку алюминий легче. Помимо пешеходных мы также прорабатываем решения по автомобильным и железнодорожным мостам", - добавил директор по сбыту "Русала".

Алюминиевые окна могут заменить пластиковые

"Алюминиевые рамы для окон в жилищной застройке имеют хорошие перспективы. Минус пластикового окна в том, что оно темнеет через 1,5 года, идет усадка, искривление рамы, а также оно все равно выделяет фенол при нагревании. Покрашенный алюминий порошковой технологии не имеет подобных недостатков. Единственное, с чем мы сталкиваемся - это его стоимость, которая в 2 раза выше пластикового", - сказал Андрюшин.

Он подчеркнул, что компания работает над снижением цены и уже к августу планирует выйти на разницу в цене в 25%.

"Сейчас у нас около 8 промышленных партнеров, которые участвуют в разработке нового окна с алюминиевой рамой по доступным ценам. Мы максимально пытаемся локализовать это производство, сейчас уже 90% окна будет производится в РФ. Остаются только импортные уплотнители, которые также возможно заменить", - отметил Андрюшин.

Перспективные потребители алюминия

Также "Русал" является традиционным поставщиком алюминия для автомобилестроения, авиастроения и новых конструкционных решений в строительстве зданий и сооружений.

В частности, по словам Андрюшина, крыша "Зенит-Арены" будет выполнена с использованием алюминиевых конструкций. Новые терминалы в аэропортах Красноярска и Анапы будут реконструированы с применением алюминия. С Министерством спорта прорабатывается программа по строительству малых спортивных комплексов в малых городах в российских регионах.

Также идет работа по замещению алюминиевых шипов в зимней резине, этот рынок оценивается в 3 тыс. тонн металла в год.

Андрюшин отметил, что в перспективе компания хочет поставлять весь свой произведенный металл в Россию. При этом "Русал" рассчитывает к 2024 году увеличить долю сплавов в общих продажах с 46% до 80%.