МОСКВА, 19 октября. /Корр. ТАСС Ксения Алейникова/. ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в случае отказа от точечных изменений в тарифный прейскурант и отмены экспортных надбавок потребуется индексация грузовых тарифов на 9,6% в 2017 году. Такие расчеты компания представила на заседании комитета по тарифному регулированию Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД, следует из протокола заседания (копия имеется в распоряжении ТАСС).
Всего РЖД предлагают рассмотреть три варианта индексации грузовых тарифов в 2017 году, однако все они предполагают повышение тарифов выше 4%, предложенных Минэкомразвития.
В частности, другой вариант предполагает общую индексацию грузовых тарифов на 6,8% "при условии внесения всех точечных изменений в базу 2016 года" и отмене экспортных надбавок в размере 13,4%, срок действия которых истекает в январе 2017 года.
Если же ограничения по сроку действия экспортных надбавок будут сняты и применена дифференцированная индексация, РЖД предлагают общую индексацию тарифов на 4,5%.
Тарифы разные нужны
Точечные изменения тарифной базы, предлагаемые РЖД, предусматривают дополнительную индексацию тарифов на перевозки в собственных полувагонах на 2,2% (для высокодоходных грузов третьего класса) и на 4,2% для грузов первого и второго классов.
Кроме того, монополия предлагает дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%, а перевозки в контейнерах - на 4,2%. Унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов предусматривает перевод части номенклатуры (газовый бензин и дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойля - из третьего во второй тарифный класс. В качестве альтернативы предлагается перевести все нефтяные грузы во второй тарифный класс.
Ранее президент РЖД Олег Белозеров заявлял, что компания предлагает ввести дифференцированную индексацию тарифов по классам грузов. По его словам, у РЖД есть ряд направлений и грузов, перевозки которых убыточны, в частности, это перевозки угля на расстояние свыше 3 тыс. км. Говоря о вариантах индексации грузовых тарифов на 2017 год, Белозеров подчеркивал, что основной задачей является компенсация затрат на перевозки низкодоходных грузов. Дифференцированный подход к индексации грузовых тарифов РЖД на 2017 год поддерживают ФАС и Минэкономразвития.
К первому тарифному классу относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%: это низкодоходные, "социально значимые" уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и другие стройматериалы. Их перевозка производится по заниженным расценкам.
Ко второму классу (перевозится по себестоимости) относятся остальные грузы с долей транспортной составляющей от 10% до 15%, в том числе нефть, удобрения, зерно и грузы в контейнерах.
К третьему классу относятся грузы с транспортной составляющей менее 10% - черные и цветные металлы, металлолом, машины и оборудование, бумага и химикаты. Их перевозят по повышенному тарифу, чтобы компенсировать перевозки первого класса.
На экспорт - дороже
РЖД с начала 2013 года имеют право самостоятельно применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым тарифам на перевозку отдельных видов грузов по некоторым направлениям в установленных ФСТ пределах. Так, монополия может оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. До этого максимальный размер скидки к тарифу составлял 12,8%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне - 13,4%.
В конце 2014 года РЖД распространили действие надбавки на экспорт всех грузов, однако затем была снижена надбавка на экспорт ряда грузов. Срок действия экспортных надбавок истекает в январе 2017 года.
Министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью ТАСС заявлял, что РЖД нужно дать право повышать тариф в рамках тарифного коридора на 25% по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы. По его мнению, эта мера поможет стимулировать перенаправление экспортной базы в российские порты из портов других сопредельных государств.
Кроме того, по словам Соколова, действие экспортных надбавок к тарифам на грузовые железнодорожные перевозки нужно продлить на четыре года.
В свою очередь МЭР считает, что экспортные надбавки к тарифам следует продлить как минимум на 2017 год, говорил замминистра Николай Подгузов. При условии включения в инвестпрограмму РЖД обязательств по расшивке узких мест Минэкономразвития поддерживает продление действия надбавок на срок до трех лет, отмечается в протоколе.
Клиенты против индивидуального подхода
Предложения РЖД по индексации грузовых тарифов на 2017 год не нашли поддержки у клиентов компании, следует из протокола заседания комитета по тарифному регулированию Совета потребителей РЖД. Так, было решено "отметить консолидированное мнение представителей крупнейших отраслевых компаний-грузоотправителей в поддержку ими варианта общей индексации тарифов на железнодорожные перевозки без скрытой дополнительной индексации ("точечных поправок" в Прейскурант 10-01) по классам грузов, родам подвижного состава, порожнему пробегу, нарушающей сложившийся отраслевой баланс". Также потребители услуг РЖД указывают на нецелесообразность продления экспортных надбавок на 2017 год и снятия ограничений по сроку действия повышающих коэффициентов в рамках "тарифного коридора". В случае же подтверждения заявленного РЖД дефицита и недостаточности мер по оптимизации издержек предложено рассмотреть варианты получения государственных субсидий или увеличения уровня общей индексации тарифов.