МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ предложило ввести налоговые льготы на приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники (ККТ) нового образца для всех представителей малого бизнеса, включая юридические лица. По мнению опрошенных ТАСС экспертов, это позволит упростить переход бизнеса на онлайн-систему и будет выгодно как для потребителей, так и для фискальных органов.
Предложение МЭР было направлено в Минфин, который пока не сформулировал ответ. Ранее в соответствии с поручением президента от 24 апреля Министерством финансов был разработан и опубликован законопроект о налоговых вычетах для лиц, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВМ), на покупку контрольно-кассового аппарата нового образца в размере 18 тысяч рублей. Такая техника передает информацию о расчетах в налоговые органы в электронном виде. Льготу предлагается ввести с 1 июля 2018 года, действовать она будет при условии регистрации ККТ в налоговых органах.
МЭР предлагает распространить налоговую льготу на все категории предпринимателей, а не только на тех, кто работает по системе ЕНВД и ПСН. Это обеспечит равные возможности всем субъектам малого и среднего предпринимательства, считают в министерстве.
Новый порядок применения ККТ
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники 3 июля 2016 года. Согласно новым правилам, с 1 февраля 2017 года ККТ должна отправлять электронные версии чеков в Федеральную налоговую службу через операторов фискальных данных (ОФД).
При этом определены этапы внедрения новой системы. Так, до 1 февраля 2017 г. перейти на новый тип кассовых аппаратов можно в добровольном порядке. После 1 февраля будущего года регистрация ККТ возможна только с электронной передачей данных в налоговую службу. С июля 2017 года для всех владельцев кассовых аппаратов станет обязательной передача данных в режиме онлайн. Старый порядок работы ККТ аннулируется.
С 1 июля 2018 года для всех индивидуальных предпринимателей (ИП) с патентной системой налогообложения и ЕНВД интернет-передача данных в налоговую службу станет обязательной. Помимо ИП, правила коснутся в целом все компании, рассчитывающиеся с покупателями с применением ККТ. В их число войдут те, кто оказывает услуги населению, работая по ЕНВД или патентной системе налогообложения, продавцы акцизных товаров (алкоголя, сигарет, бензина) и интернет-магазины.
Переход на новую систему будет безболезненным
По мнению операторов фискальных данных (ОФД), переход на новые кассовые аппараты должен проходить безболезненно. Если конструкция ККТ позволяет его модернизировать, то это будет стоить в районе 3-6 тыс. рублей. За кассовый аппарат нового образца придется выложить от 15 тыс. рублей. Что касается стоимости обслуживания одной кассы со стороны ОФД, то договор будет в размере около 3 тыс. рублей в год.
"Для того, чтобы работать по новым стандартам, нужно сначала уточнить, возможна ли модернизация ККТ у производителя кассы либо в центре технического обслуживания. Как показывает практика, модернизация возможна для большинства касс - более 90%", - пояснил ТАСС директор по продукту "Первого ОФД" (АО "ЭСК") Алексей Краснопольский.
Реестр контрольно-кассовой техники доступен на сайте ФНС, стоимость конкретных моделей кассовых аппаратов определяется производителем. К примеру, фискальный регистратор Viki Print 57 от производителя "Дримкас" стоит порядка 17 тысяч руб., комплекты модернизации будут существенно дешевле.
Бизнес-омбудсмен РФ по защите прав малого и среднего бизнеса Алексей Ермаков придерживается иного мнения. Он считает, что переход на кассовые аппараты нового образца может стать достаточно болезненным уколом для малого бизнеса, но, безусловно, правильным решением со стороны ФНС.
"В первую очередь, это снизит количество компаний, занятых в теневом бизнесе. Однако могут возникнуть сложности в регионах, имеющих проблемы с Интернетом. Также могут возникнуть трудности с оперативным информированием предпринимателей о переходе на новую систему", - считает он.
Начальник управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин убежден, что проблем с передачей данных не возникнет: "Онлайн-кассы могут довольно продолжительное время работать в автономном режиме при потере связи с Интернетом, а когда она будет восстановлена, данные в полном объеме будут переданы в ФНС через операторов фискальных данных" - пояснил представитель налоговой службы.
Бударин отметил, что в настоящее время Минкомсвязь работает над определением критериев перечня местностей, отдаленных от сетей связи, где контрольно-кассовая техника будет применяться только в автономном режиме.
Коллапса не будет
Участники рынка передачи фискальных данных уверяют, что массовый переход всего бизнеса на новую систему никак не повлияет на ее работу.
"Мы полностью готовы к передаче фискальных данных через онлайн-кассы. Хочу заметить, что сдача декларации по НДС по объему намного больше, чем объем финансовых данных с чеков. Согласно нашей статистике, мы ожидаем, что к 1 июля 2018 года количество ККТ вырастет до 4 миллионов единиц", - сказал представитель "Такском" Василий Зудин.
По словам Краснольского из "Первого ОФД", "в боевом режиме" сейчас действует центр обработки данных на 200 тысяч одновременных подключений.
Выигрывают все
Несмотря на то что бизнесу придется "раскошелиться" на покупку или модернизацию нового ККТ, представители рынка считают, что новая система пойдет предпринимателям только на пользу.
"Сегодня предприниматели выражают недовольство тратами, которые предстоят в связи с обновлением кассовой техники. Но налоговый вычет - это очень интересный подход, который поможет снизить издержки от перехода на новый порядок. Полагаю, что бизнес воспримет данное предложение с большим энтузиазмом", - считает Зудин.
По мнению Краснопольского, от перехода на новую систему выигрывают все: бизнес, государство, потребитель.
"Думаю, что переход на онлайн-кассы - это положительный шаг. Для государства это в первую очередь легализация рынка торговли и услуг, увеличение поступлений в бюджет, выявление фактов занижения выручки, анализ структуры розничного оборота", - сказал он.
Для потребителя - возможность получать и хранить электронные чеки, вести семейный бюджет, учитывая затраты, а также быстро и удобно проверять покупки, исключив факт даже малейшего обмана со стороны продавца.
Для бизнеса открывается возможность упростить процесс регистрации за счет электронной регистрации ККТ и электронного взаимодействия с налоговыми органами в режиме онлайн. Как следствие - это приведет к сокращению проверок за счет автоматизированного риск-анализа, предоставляемого оператором фискальных данных. Кроме того, появляются новые возможности контроля и планирования собственного бизнеса.