25 ноября 2016, 13:43,
обновлено 25 ноября 2016, 21:43

Европа просит Россию поставить газ на Украину

Алексей Филиппов/ ТАСС, архив
Евросоюз и Украина обратились к России с предложением начать трехсторонние переговоры по газу

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Евросоюз и Украина не смогли больше отрицать наступление зимних холодов и традиционно обратились к России с предложением начать переговоры по газовому вопросу.

Соответствующее предложение министру энергетики РФ Александру Новаку в Москву сделал замглавы Еврокомиссии по Энергосоюзу Марош Шефчович, прибывший в Москву. Новак на предложение переговоров согласился, но никаких преференций Украине обещать не стал, цена газа по контракту от 2009 года и так конкурентоспособна.

Заместитель генерального директора фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает странной ситуацию, что при наличии действующего контракта о поставках газа Украине представитель Еврокомиссии должен ездить в Москву договариваться о них. "В принципе, дикая ситуация, когда замглавы Еврокомиссии должен ехать в Москву встречаться с министром, чтобы одна из сторон коммерческого договора взяла на себя дополнительные обязательства выполнять этот договор. Это происходит на протяжении уже двух отопительных сезонов, что ставит под вопрос репутацию Украины как надежного партнера. Для надежного партнера не нужно заключать зимние пакеты, а можно просто выполнять условия контракта", - сказал он ТАСС.

Формат переговоров

Новак и Шефчович в течение более двух часов обсуждали газовый вопрос. Стороны заявили, что намерены возобновить формат проведения трехсторонних переговоров по газу с Украиной, и уже в ближайшее время встреча представителей ЕС, России и Украины может состоятся в Брюсселе. Позднее Новак уточнил, что, скорее всего, она пройдет в декабре этого года.

Ее основной темой станет обсуждение поставок Россией на Украину дополнительных 1,5 - 4 млрд кубометров газа для прохождения осенне-зимнего периода, который в этом году ожидается более суровым, чем годом ранее.  По словам министра, транспортировка газа будут осуществляться строго в соответствии с действующими контрактами, которые были подписаны еще в 2009 году. В Брюсселе стороны обсудят параметры: потребности, объемы и сроки.

Новак добавил, что Россия не намерена предоставлять Украине никаких преференций по поставкам газа, и напомнил, что в рамках контракта действует режим предоплаты. Он выразил надежду, что Украина также будет действовать в рамках действующих контрактов, и заверил Шефчовича, что покупка Украиной газа у РФ будет дешевле на $15-30 за 1 тысячу кубометров, чем закупаемый этой страной газ в Европе. В свою очередь, заместитель главы Еврокомиссии по Энергосоюзу заверил министра, что у Украины есть средства на закупку газа, а в ближайшее время ей будут на это выделены дополнительные средства. Шефчович отметил, что также ведется работа со Всемирным банком, который будет способен предоставить финансирование для закупок российского газа в размере $500 млн.

Еще одной темой переговоров стало обсуждение двух крупных магистральных газопроводов, которые должны пойти в обход Украины, - "Северный поток 2" и "Турецкий поток". Новак отметил, что Европа будет снижать собственные объемы добычи газа в этой части света, а потребление, наоборот, расти. Поэтому к 2030 году Европе придется дополнительно импортировать 100 млрд куб. м газа.

Министр после встречи с Шефчовичем заявил, что Россия ожидает от Евросоюза гарантий в необходимости реализации этих проектов, но уточнил, что формат этих гарантий пока стороны не обсуждали.

Риски транзита

Эксперты Фонда национальной энергетической безопасности подготовили доклад "Северный поток 2" и Украина: расходы должны решить". Они отмечают, что стабильности транзита через территорию Украины угрожает то, что нынешний контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом" истекает через четыре года. В то же время обязательства российской компании на поставку газа для австрийских, немецких и итальянских компаний в силе по крайней мере до 2035 года.

"В то же время возможность приостановки транзита является не теоретической, а реальной опасностью, с которой "Газпром" и его европейские партнеры столкнулись во время самого серьезного транзитного кризиса в январе 2009 года и нескольких транзитных нарушений до этого (например, в 2006 году)", - говорится в докладе.

Эксперты напоминают, что Россия с европейскими партнерами пытались создать систему управления рисками для украинской газотранспортной системы, которая могла бы гарантировать долгосрочную безопасность транзита и привлечения необходимых инвестиций для поддержки технической жизнеспособности системы и строительства новых транзитных трубопроводов через территорию Украины. Россия, Германия и Украина подписали декларацию высокого уровня по вопросам международного консорциума по управлению и развитию украинской ГТС.

В конце 2008 года, когда соглашение о поставках газа в Украину истекало, обе стороны не смогли завершить разработку нового соглашения до 31 декабря. В результате "Газпром" должен был прекратить поставки газа в Украину из-за отсутствия каких-либо договорных основ. Но "Газпром" продолжал транзит необходимых объемов природного газа для выполнения своих договорных обязательств перед европейскими потребителями.

Тем не менее, "Нафтогаз" начал отбирать часть транзитного газа, что привело к самому серьезному прерыванию поставок газа в Европу в истории в разгар зимы. Кризис 2009 года был самым сложным, но не единственным случаем, когда Киев попытался использовать свои позиции в транзите газа в Европу. Даже после того, как были подписаны соглашения 2009 года, были дополнительные риски транзита, как можно видеть из необходимости проводить трехсторонние переговоры при посредничестве Европейской комиссии для подписания так называемых зимних пакетов, которые должны позволить Украине пройти отопительный сезон и выполнить свои транзитные обязательства.

Кроме того, Антимонопольный комитет Украины принял решение в начале 2016 года, что "Газпром" действовал в качестве монопольного покупателя услуг по транзиту от "Нафтогаза Украины" (впрочем, не было никаких других реальных или потенциальных клиентов, чтобы купить транзитные услуги в Украине) и должен заплатить $3 млрд штрафа. Судебный процесс по этому вопросу продолжается в настоящее время в украинских судах и имеет потенциал, чтобы перерасти на международный уровень.

"Но новая тарифная система и требование штрафа наверняка увеличит риск для транзита газа через Украину, так как Киев в любое время может сказать, что "Газпром" платит меньше за услуги по транзиту или должен заплатить штраф. В результате Украина может принять меры в отношении активов "Газпрома" в стране и основным активом - газом, поставляющимся в Европу, который легко доступен для судебного преследования", - считают эксперты.

Они полагают, что, учитывая политические отношения между Киевом и Москвой, а также многочисленные споры по поводу контракта на транзит (украинские власти неоднократно заявили о своем намерении повысить цены транзита), существует серьезный риск того, что нынешнее транзитное соглашение может быть нарушено в любой момент и не будет продлено на взаимоприемлемых условиях.

Зимний пакет

В 2015 году Европейская комиссия впервые выступила в качестве гаранта выделения финансовых ресурсов на Украину для покупки газа на текущий отопительный сезон. В результате трехсторонних переговоров между Россией, Европейской комиссией и Украиной, Европейским инвестиционным банком и Всемирным банком было принято решение о предоставлении кредитов на $520 млн. Средства должны были быть (и были) потрачены на покупку 2 млрд куб. м газа у "Газпрома" для закачки в украинские подземные хранилища газа и тем самым снизить риск для транзита в стран ЕС.
Кроме того, ЕБРР также предоставил кредит на $300 млн "Нафтогазу" под гарантии украинского правительства. Эта сумма была использована для импорта газа из европейских трейдеров прошлой зимой.

С ноября 2015 года Украина не импортировала газ по действующему контракту с "Газпромом". Баланс на стороне спроса достигается путем покупки российского газа у европейских трейдеров по так называемым реверсным схемам. Реверсные поставки газа Украине в 2015 году увеличились до 10,6 млрд куб. м (60%), а в первом квартале 2016 года весь импортируемый газ пришел от трейдеров. Тем не менее, средняя цена на газ в соответствии с контрактом между "Газпромом" и "Нафтогазом" была на $15 за тысячу куб. м меньше, чем фактическая средняя цена импорта "реверсного газа", который стоил Украине $150 млн дополнительных расходов на импорт газа.

В 1998 году через систему украинских трубопроводов в Европу и Турцию было поставлено  114 млрд куб. м. В 2005 году транзит в Европу и Турцию через Украину поднялся до своего исторического максимума - 121,5 млрд куб. м. За последние 10 лет транспортировка газа через Украину в Европу и Турцию сократилась на почти 60 млрд куб. м - до 64 млрд куб. м в прошлом году.

Ситуация существенно изменилась после запуска морского газопровода "Северный поток" в Германию и Чехию. Это привело к снижению зависимости этих стран от транзита российского газа через территорию Украины. Более того, стало ясно в течение 2014 года, что спрос на природный газ в Словакии может быть полностью удовлетворена без транзита через Украину путем маршрутизации поставок через северный маршрут, газопровод OPAL и газопровод Lanžhot-Olbernhau в Словакии, Чехии и Германии в режиме реверса. В 2015 году эта тенденция сохранилась.

Тем не менее, более чем 40% (64 млрд куб. м из 159 млрд куб. м в 2015 году) российского газа по-прежнему экспортируется через газотранспортную систему Украины. Некоторые части Европы до сих пор полагаются на транзит газа через территорию Украины на 100% их поставок российского газа.
"Болгария является наиболее зависимой от украинского транзита российского газа. В 2015 году более 90% от общего потребления газа в стране пришли через Украину, для Венгрии это было 81%, а для Греции - около 62%. Польша получила около 23% своего газа через территорию Украины. Все эти страны уязвимы перед любой угрозой для этого транзита газа. Тем не менее, некоторые из них разрабатывают проекты по энергетической безопасности, чтобы уменьшить эту уязвимость", - говорится в докладе.

Украинская ГТС слишком стара

Большая часть украинской газотранспортной системы была построена в советский период. Еще в 2011 году правительство страны официально объявило о начале комплексной модернизации ГТС с использованием внутренних ресурсов. Программа была оценена в $5,3 млрд капитальных вложений в течение 5-7 лет. С тех пор практически никаких ресурсов не было вложено. Инвестиционная программа "Укртрансгаза" на 2015 год предусматривала только $10 млн инвестиций для поддержания работы подземных хранилищ газа.

Однако эксперты фонда отмечают, что все попытки Киева привлечь инвестиции из зарубежных источников имели незначительный успех. Семь лет назад, в марте 2009 года, украинское правительство совместно с Европейской комиссией провели международную конференцию по вопросам инвестиций на модернизацию ЕСГ, была подписана декларация, в которой европейские финансовые институты заявили о своем намерении предоставить кредиты на общую сумму $1,7 млрд для модернизации украинской ГТС.

Инженерная компания Mott McDonald по контракту с "Нафтогазом Украины" провела оценку технического состояния газотранспортной инфраструктуры страны. Полные результаты такого рода исследования не были опубликованы, однако украинские СМИ сообщили, что система нуждается по крайней мере в $4,8 млрд в течение 7 лет. Позже разные украинские чиновники заявили, что бюджет реконструкции должен был быть $5,3 млрд для поддержания транзита в 60-110 млрд кубометров в год. Украинское правительство и "Нафтогаз Украины" заявили, что на первый этап реконструкции, состоящий из реконструкции 120 км газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, потребовалось бы $539 млн. Были начаты переговоры с ЕБРР для финансирования $308 млн (57%). "Тем не менее, никаких инвестиций в течение последних пяти лет сделано не было", - напоминают эксперты.

В конце 2014 года ЕБРР и украинское правительство подписали соглашение о займе в €150 млн на первый этап модернизации, а его общая стоимость увеличилась от начальных $540 млн до $600 млн. Парламент Украины ратифицировал его в прошлом году, но финансирование еще не началось.
"Существуют различные оценки объема инвестиций, необходимых для ГТС Украины. Они варьируются от $5 до $20 млрд в зависимости от масштаба модернизации и восстановления пропускной способности системы. По нашим оценкам, для поддержания транзита нынешних 60 млрд куб. м в год было бы необходимо отремонтировать 2000-2500 км трубопроводов и 20 компрессорных станций. Такая модернизация может стоить около $10-12 млрд", - посчитали эксперты.

Однако они отмечают, что в настоящее время невозможно найти источник таких инвестиций. Украинские власти предлагают иностранным инвесторам до 49% акций оператора ГТС, который будет создан на основе "Укртрансгаза", государство должно остаться собственником инфраструктуры. В то же время закон ограничивает круг потенциальных инвесторов США, ЕС, то есть исключает "Газпром". Эксперты подчеркивают, что только "Газпром" как поставщик газа в Европу может гарантировать транзит и платежи за транзитные услуги на долгосрочной основе. "В связи с этим, кажется, что украинская власть сознательно блокирует возможность реальных инвестиций в ГТС", - предполагают эксперты.

Действующие контракты

В своем доклады эксперты фонда отмечают, что до 2006 года Украина платила за российский газ $50-80 за тысячу кубометров, что было намного дешевле, чем для европейских покупателей. С 2006 по 2011 год Украина получила газ из России по $70-130. В 2009 году после трех недель нарушения транзита, который был беспрецедентным за 50 лет поставок российского газа в Европу, были подписаны первые общие долгосрочные контракты на поставку и транзит между российским "Газпромом" и "Нафтогазом Украины".

"Соглашение с четкими положениями о взаимных обязательствах, формулой цены на поставку газа и платы за транзит и процедурой разрешения споров в международном арбитраже позволило сохранить поставки российского газа в Европу через Украину даже в трудные времена. Тем не менее, оба контракта истекают 1 января 2020 года. Таким образом, безопасность европейского газового рынка требует альтернативный вариант транспортировки к тому времени, когда истечет срок действия контрактов", - считают эксперты.

Они отмечают, что даже наличие других вариантов транспортировки газа в Европу не означает, что Украина перестанет быть транзитной страной газа после 2019 года: она будет конкурировать с другими вариантами транспортировки с точки зрения коммерческой привлекательности, технической и общей безопасности для поставщика и потребителя. Однако в настоящее время транзит газа через территорию Украины все чаще несет коммерческие риски как для поставщика, так и потребителя, в частности из-за технического состояния газопроводов и отсутствия инвестиций для их восстановления и модернизации.

В 2015 году 40% экспортных обязательств "Газпрома" были удовлетворены за счет украинского транзита. Таким образом, около $15 млрд доходов от экспорта (40% от общего объема экспорта газа Россией в Европу и Турцию в $37 млрд) в прошлом году были получены по этому маршруту. "Нарушение транзита на один день может стоить до $40 млн потери дохода (исходя из цены газа этой зимой) вместе с дополнительной платой за невыполнение обязательств по поставке. Европейские клиенты будут страдать от ограничений потока поставок и резкого повышения цен на спотовом рынке", - предупреждают эксперты.

В то же время в течение 25 лет, отмечают эксперты, Киев "мало что сделал, чтобы построить репутацию надежного, долгосрочного и привлекательного транзитного партнера".

Альтернатива есть

В настоящее время новые маршруты поставок - Ямал - Европа и "Голубой поток" используются более чем на 90% в среднем, "Северный поток" - на 70% в течение четырех лет работы (без ограничений от Европейской комиссии по использованию газопровода OPAL газа, эта цифра может быть еще выше). Таким образом, данные маршруты доказали свою эффективность на коммерческой основе и с точки зрения энергетической безопасности.

Ежегодные платежи "Газпрома" за транзит газа через территорию Украины в 2010-2014 годах, снизились с $3 до $1,9 млрд. В первом полугодии 2015 года "Нафтогаз" получил более $910 млн, что примерно соответствует уровню 2014 г. Годовой доход от транзита Украины увеличился в 2015 году до $2 млрд. "Некоторые политики в Европе утверждают, что эти транзитные доходы должны сохраняться в будущем, чтобы поддержать Украину в финансовом отношении в сложной экономической ситуации", - отмечают эксперты.

"Газпром" платит за транзит €2,26 за 1000 куб. м на 100 км за или €28 за тысячу куб. м. от российской границы до границы стран ЕС через Украину. "В прошлом году "Газпром" заплатил меньше на 19%, чем за транзит через Украину, за транспортировку газа через Балтийское море (€1,86 за 1000 куб. м на 100 км или €22,7 от границы до границы) и тем самым сэкономил €207 млн ​. Полная загрузка мощностей "Северного потока", искусственно ограниченная Европейской комиссией, расширила бы разрыв еще на €6-7", - сказано в докладе.

В отличие от действующего контракта на транзит, Украина решила ввести еще одну тарифную систему, которая позволит увеличить плату на 50% - до €42 евро от российской границы в Словакию. "Мы считаем, что с новой украинской тарифной политики "Северный поток 2" будет на 50% дешевле, чем по ГТС Украины", - подчеркивают эксперты.

В 2015 году поставки газа "Северному потоку" составили 39 млрд кубометров (70% от проектной мощности). Выручка оператора от платы за транзит "Газпрома" составил €1,07 млрд. Доля "Газпрома" в чистой прибыли компании Nord Stream AG составила €185 млн. Таким образом, чистый платеж "Газпрома" за транзит в 2015 году - €885 млн, или €1,86 за 1000 куб. м на 100 км. От побережья России до Балтийского побережья Германии цена составляет €22,7 за 1000 кубометров. Если трубопровод начнет работать на полную мощность, плата будет снижена до €1,32 на 100 км и €16,1 на 100 км от границы до границы за тысячу кубометров.

Кроме того, отмечают эксперты, основной причиной увеличения транспортных мощностей на севере является дополнительный спрос на импорт газа в Северо-Западной Европе, где наблюдается устойчивое снижение собственного производства газа. В течение последних пяти лет он снизился на 58 млрд кубометров - цифра, которая превышает мощность двух трубопроводов Балтийского моря. Эксперты считают, что запланированный трубопровод "Северный поток 2" окажется гораздо более конкурентоспособными, чем традиционный маршрут транзита через ГТС Украины.

"Блокирование "Северного потока 2" ради сохранения транзитного бизнеса Украины не будет долгосрочным жизнеспособным решением, поскольку большая часть газовой системы Украины уже достигла или скоро достигнет конца своего срока эксплуатации и не сможет продолжать транспортировку больших объемов газа в Европу безопасно и надежно без значительных инвестиций", - полагают эксперты.