АНКАРА, 20 декабря. /Корр. ТАСС Кирилл Жаров/. "Евразийский тоннель" - уникальная для Турции подземная автотрасса, проложенная под проливом Босфор - официально открылся сегодня в Стамбуле. В церемонии приняли участие президент и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган и Бинали Йылдырым, а также члены правительства.
"Я благодарю всех, кто принимал участие в строительстве, министров, компании, инженеров, рабочих. Этот тоннель связал два континента, на которых расположена наша страна. Он принесет нам очень большую пользу. Теперь неважно, какие будут погодные условия, люди смогут беспрепятственно передвигаться между Азией и Европой", - сказал он.
Йылдырым, в свою очередь, напомнил, что "Турция 600 лет остается мостом между Европой и Азией". "Мы открываем этот тоннель. Ранее мы обновили 156-летнюю железнодорожную сеть (за счет железнодорожного тоннеля "Мармарай"), построили два аэропорта в Стамбуле и, надеюсь, в 2018 году откроем третий аэропорт, самый большой в мире", - сказал премьер.
Тоннель длиной 14,5 км соединяет азиатскую и европейскую части Стамбула между районами Гезтепе и Казлычешме. 5,4 км этой дороги проложены непосредственно под Босфором на глубине 106 метров от уровня моря. Автотрассы проложены одна над другой, и тоннель спроектирован так, чтобы с большим запасом выдерживать землетрясения, цунами и давление почвы.
Изначально проект тоннеля под Босфором, который мог бы использоваться для движения транспорта, был подготовлен еще во времена правления османского султана Абдулхамида Второго (1842-1918). Но по различным причинам, в том числе техническим, он так и не был реализован. Сейчас "Евразийский тоннель" стал второй подземной трассой под проливом после железнодорожного тоннеля "Мармарай".
По предварительным расчетам, тоннелем ежедневно будут пользоваться 120 тыс. автомобилей. Стоимость проезда составит $4 для легковых автомашин и $6 для микроавтобусов, проезд других видов транспорта по тоннелю запрещен. Время в пути между двумя частями Стамбула с его открытием сократится со 100 до 15 минут. Строительство тоннеля заняло пять лет и обошлось в $1,2 млрд частных инвестиций; консорциум будет управлять тоннелем в течение 24,5 лет, после чего он будет передан государству.