27 февраля 2017, 07:45

Новый бизнес: что дали предпринимателям Дальнего Востока Свободный порт и ТОР

Юрий Смитюк/ ТАСС
Свинокомплекс на Сахалине, "технический Диснейленд" во Владивостоке и производство теплоизоляции в Хабаровском крае - проекты, которые открылись благодаря особым экономическим зонам

В 2016 году на Дальнем Востоке в полной мере заработали механизмы Свободного порта Владивосток, территории опережающего развития (ТОР), адресной поддержки развития инфраструктуры и другие меры поддержки инвестиций. Только за 2016 год с применением новых инструментов развития в макрорегионе было запущено 24 новых предприятия. Планируется, что к 2017 году их число возрастет до 75, а в ближайшие годы - до 280. 

Обсуждению эффективности новых механизмов развития экономики Дальнего Востока будет посвящена специальная сессия на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Перед началом форума корреспонденты ТАСС в Дальневосточном федеральном округе встретились с руководителями первых открывшихся предприятий и узнали у них, как как развивается бизнес в новых условиях.

Пионер свиноводства на Сахалине

Компания АО "Мерси Агро Сахалин" стала первым резидентом ТОР "Южная". Организация намерена инвестировать 2,3 млрд рублей в создание второй очереди свиноводческого комплекса на 62 тыс. голов. 

Реализация этого проекта крайне важна для местных жителей: сегодня обеспеченность Сахалинской области свининой собственного производства составляет всего около 15%, а полноценный запуск комплекса позволит увеличить обеспеченность рынка до 67%.

 "Животноводство — это сложный бизнес, в котором ключевую роль имеет множество факторов. ТОР, которую создало государство, дает ощущение защищенности и стабильности, а быть первым — всегда приятно. Статус резидента дает значительные налоговые льготы, которые позволяют нам поддерживать приемлемый уровень цен на нашу продукцию для населения Сахалинской области", — комментирует генеральный директор АО "Мерси Агро Сахалин" Алексей Пахомов.

Это уже не первый опыт компании по работе в специализированной налоговой зоне. Ранее, организация занималась бизнесом в ТОР "Михайловский" Приморского края

Отвечая на вопрос о наиболее привлекательных преференциях, Пахомов отметил, что для него это сниженные социальные выплаты. "С учетом того, что зарплаты на Сахалине достаточно высокие, отчисления получаются солидные, и это сказывается на себестоимости одного килограмма произведенной продукции. Как резидент ТОР мы выплачиваем всего 7,6% при ставке более 30%", - пояснил он.

В настоящее время компания начинает реализацию следующего проекта – строительство комбикормового завода мощностью до 25 тонн в час. Он необходим, так как в настоящее время на Сахалине корма не производят. Приходится их завозить из Амурской области и Приморского края.

В планах проект по строительству селекционно-генетического центра. Предполагается, что его продукция будет поставляться внутренний рынок области, регионы Дальневосточного федерального округа, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Технический Диснейленд" Свободного порта

Одним из самых заметных проектов Свободного порта Владивосток в Приморье можно назвать "Приморское кольцо" или "Технический Диснейленд". Этот масштабный комплекс для соревнований по различным видам спорта расположился недалеко от аэропорта Владивосток, его первый объект открылся в 2013 году; сейчас здесь есть картинговая трасса, торговая аллея, детский развлекательный "Ринго-парк", прокат мотоциклов, трасса для мотокросса, пейнтбол, зоны отдыха. На "Приморском кольце" проводятся различные гоночные турниры, в том числе международного масштаба.

Группа компаний "Сумотори", которая и является инвестором "Диснейленда", работает на территории Приморского края в течении почти 20 лет, создавая различные проекты. Как правило, их реализация была сопряжена со значительными инвестициями и организационными сложностями. Режим свободного порта Владивосток открыл новые возможности и создал необходимые технические условия для реализации сложных концепций. Налоговые и таможенные преференции сделали экономически целесообразными многие планы и улучшили экономические показатели", - рассказал глава технохолдинга "Сумотори" Виталий Веркеенко.

Компания не намерена останавливаться на достигнутом, в планах - вторая очередь комплекса, в которую войдут трехзвездочная гостиница на 150 номеров и ресторан "Су-27" в огромном ангаре, который сможет принимать около 500 человек. Гости смогут подниматься в кабину списанного военного истребителя, а через стеклянную стену ангара наблюдать за взлетами и посадками самолетов на аэродроме неподалеку; в подземной зоне ресторана планируется расположить стрелковый клуб. Инвестиции в первую фазу проекта составили около 700 млн рублей, на вторую потребуется примерно 1,2 млрд рублей.

"Приморское кольцо" - не единственный проект группы компаний в рамках Свободного порта Владивосток. В 2016 году статус резидента получила российско-китайская компания "Юбо-Сумотори", ее завод будет производить в Артеме грузовики китайского бренда FAW. Машины будут собирать из импортируемых шасси и надстроек, первые партии авто должны появиться на рынке во втором квартале 2017 года. Планируется, что на старте проекта будет производиться до 2 тысяч тяжелых грузовых машин в год с последующим расширением производства; сумма инвестиций в проект на первом этапе составляет 28 млн рублей.

Особая зона как ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион

ООО "ТехноНиколь Дальний Восток" (дочернее предприятие ГК "ТехноНиколь") получило свидетельство резидента территории опережающего развития "Хабаровск" осенью 2015 года. А в августе 2016 года было запущено производство теплоизоляционных материалов из каменной ваты. В этом году завод намерен изготовить уже 750 тыс. кубометров своей продукции, около 100 тыс. из которых предназначаются для поставок на китайский строительный рынок.  По оценке инвестора, на полученных в ТОР налоговых льготах он сэкономит более 500 млн рублей за первые десять лет реализации проекта.

"В КНР у нас есть крупные заказчики, строящие социально значимые объекты промышленного и торгового назначения. В дальнейшем мы планируем также поставлять изоляционные материалы из каменной ваты в Канаду, морским путем, на западное побережье этой страны", - рассказал президент корпорации "ТехноНиколь" Сергей Колесников.

По его словам, строительство завода на Дальнем Востоке является "важным стратегическим шагом": "Мы ставим перед собой целью стать глобальным мировым игроком, занимающим значимое место на рынке строительных материалов в большинстве стран мира. Уже сейчас мы экспортируем продукцию в 79 стран. Новое предприятие — это наш плацдарм на востоке", - заявил Колесников.

Президент корпорации уверен, что новые мощности вскоре будут задействованы в полном объеме, и компания будет двигаться дальше за счет планомерного развития производственной площадки и строительства в регионе новых предприятий. Он также отметил, что корпорация выиграла ряд тендеров на поставки в центральный и северо-восточный Китай.

В планах ГК "ТехноНиколь" - достижение в 2019 году 20% экспортных продаж от общего объема выпускаемой продукции. По словам президента компании, ведутся переговоры о поставках каменной ваты в Японию, в перспективе рассматривается возможность выхода на рынки Южной Кореи, Монголии, Вьетнама. Использование натурального сырья - камня базальтовых пород - обеспечивает весомое конкурентное преимущество российской продукции. "Сегодня дальневосточные территории опережающего развития являются крайне интересными для инвесторов. Они вполне успешно могут соперничать с китайскими парками по предоставляемым льготам, уровням зарплат, срокам согласований", - считает Колесников. 

Однако, сегодня проектам, реализуемым в территориях опережающего развития на Дальнем Востоке не хватает инфраструктурной обеспеченности. "Не хватает хороших дорог, подключения к электричеству, сетям водоснабжения и водоотведения и т.п", - отметил Колесников.  Так, при строительстве завода инвестор сам подвел коммуникации к площадке, затратив на это около 20 млн руб. собственных средств. Предполагается, что компания подаст заявку на компенсацию понесенных затрат со стороны государства, так как инфрастурное обеспечение площадок, на которых реализуются проекты резидентов ТОР — прерогатива федеральных и региональных властей. 

 

Ирина Байбарза, Наталья Никулина, Сергей Мингазов