МОСКВА, 2 марта. /ТАСС/. Сохранять либо продлевать механизм "последней мили" в электроэнергетике нецелесообразно, так как его действие во многих случаях не оправдано экономически, сообщил в интервью ТАСС заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев.
"Нам кажется, что сохранять неправильный механизм "последней мили" и дальше продлевать его в нарушение закона, или даже меняя закон, - нецелесообразно, потому что далеко не везде это действительно экономически оправдано. И тот дополнительный рост, который мы давали последние два года, точно должен покрывать все потребности сетевых компаний, которые к нам приходят", - сказал Королев.
При этом Королев отметил, что ряд компаний в этом году продлили свой долгосрочный период на тарифное регулирование по методу доходности инвестированного капитала RAB, а ряд других - перешли на метод индексации тарифов на электроэнергию. Вместе с тем, осенью 2016 года было принято постановление, согласно которому все обязательства, даже при переходе на другой метод регулирования, действуют еще в течение пяти лет.
"То есть компания может получать через пять лет деньги, которые она недополучила в течение самого периода. Это позволяет совершенно спокойно им продолжать получать эти средства, и не надо для этого "милю" продлевать", - добавил собеседник агентства.
"Последняя миля"
Понятие "последняя миля" появилось в 2006 году как результат реформы в сфере энергетики. В частности, в результате разделения электросетей магистральные электросети с напряжением от 110 кВ попали в распоряжение Федеральной сетевой компании (ФСК), а распределительные сети отошли Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК). Однако ряд крупных компаний заключил прямые договоры с ФСК, что снизило их собственные затраты на электроэнергию, но это привело к увеличению тарифной нагрузки на других потребителей. Именно для ликвидации этого дисбаланса были введены так называемые договоры "последней мили", согласно которым ФСК передала в аренду межрегиональным сетевым компаниям небольшие участки магистральных сетей или иные объекты электросетевого хозяйства, а прямые договоры с ФСК для корпораций стали недоступными.
Механизм перекрестного субсидирования по "последней миле" был введен в качестве временной меры до утверждения новой политики тарифообразования, однако до настоящего момента не ликвидирован.