МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами займется разработкой поправок в законодательство, которые позволят провести четкую грань между концессиями и государственными закупками. Такое поручение дал первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов по итогам заседания коллегии Минэкономразвития по государственно-частному партнерству (ГЧП).
Общественный резонанс, послуживший поводом для заседания, вызвало решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая в январе аннулировала результаты открытого конкурса Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству на заключение концессионного соглашения о строительстве автомобильной дороги Стерлитамак - Магнитогорск, которая является одним из участков транспортного коридора Европа - Западный Китай. По мнению ФАС, тендер фактически представлял собой госзакупку в обход процедуры госзаказа.
Позднее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но при этом получает компенсации из бюджета, являются незаконными. По словам Артемьева, могут быть пересмотрены и другие концессии, включая концессию по системе "Платон".
Это решение было воспринято рядом крупных концессионеров как опасный прецедент для рынка, после чего Минэкономразвития выступило с заявлением о недопустимости принятия решений, подрывающих устойчивость института ГЧП.
Четкая грань
21 марта глава ФАС вновь напомнил о концессии в Башкирии - тогда процедура была проведена таким образом, что 100% расходов в итоге покрывалось за счет бюджета республики.
"Возникает совершенно понятный вопрос - можно ли это назвать концессией или стоит назвать это госзакупкой? Если 100% в разных формах денежных средств закрываются в конечном итоге бюджетом, то можно при определенных условиях считать это госзакупками. Самое главное, что мы должны в ближайшем будущем сделать, - это провести очень ясную и четкую черту, чтобы никого не вводить в заблуждение, между государственными закупками и концессиями", - сказал Артемьев.
Участники совещания поддержали идею более четко разграничить механизмы государственных закупок и концессий. В частности, за разработку поправок в соответствующий закон высказался министр транспорта РФ Максим Соколов, хотя он и не согласен с позицией ФАС в отношении концессии в Башкирии. Министр настаивает, чтобы процедура была проведена в соответствии с законом.
Свою позицию Соколов аргументировал тем, что определяющим фактором в концессиях является не размер расходов, а разделение рисков концедента и концессионера, что прописано в законодательстве. "Теперь уже нужны более жесткие поправки, чтобы ни у консультантов, ни у финансовых институтов не возникало юридических рисков, что проекты могут быть переквалифицированы", - прокомментировал министр замечания главы ФАС.
Современные методы
Замминистра связи и массовых коммуникации Михаил Евраев, который также присутствовал на заседании, подчеркнул, что при разработке поправок необходимо перевести концессионные соглашения в электронный вид. Он подчеркнул, что концессионные соглашения до сих пор заключаются в "первобытной форме" - в письменном виде.
Шувалов это предложение поддержал. "Процедура поиска инвестора и заключения соглашения должна быть максимально прозрачной", - сказал первый вице-премьер. Он отметил, что этому как раз поспособствует перевод документов в электронный вид, как было сделано в сфере госзакупок.
Кроме того, по мнению Шувалова, поправки должны также давать больше возможностей регионам и муниципалитетам - на их балансе находится множество социальных и дорожных объектов, где наиболее распространена форма концессий.
Пересмотров не будет
Подводя итоги совещания, первый зампред правительства успокоил концессионеров и заявил, что правительство не будет пересматривать ранее заключенные соглашения, а сомнения в законности заключения некоторых из них необходимо проработать "спокойно и без истерик".
"Я прошу послать такие сигналы не только по федеральным концессиям, но и по региональным, что никакой работы по тому, чтобы мы сейчас переворачивали и вскрывали соглашения - этого ничего не будет. Надо всем опираться на документы, которые есть. А если у Федеральной антимонопольной службы или правоохранительных органов есть сомнения в том, что договор был заключен законно, тогда надо существующие процессуальные механизмы включать и работать, но без каких- либо истерик и спокойно", - сказал Шувалов.
Он отметил, что концессии и государственно-частное партнерство в целом - очень важный инструмент для российской экономики, без которого невозможен экономический рост. Без такого партнерства экономику страны вывести на устойчивый рост невозможно, резюмировал Шувалов.