4 апреля 2017, 15:45,
обновлено 4 апреля 2017, 15:30

Встреча Путина и Лукашенко: как Россия и Белоруссия пришли к нефтегазовому миру

Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин. Михаил Метцель/ ТАСС
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин
Встреча двух лидеров стран Союзного государства завершила спор, длившийся более года

Встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко в понедельник внезапно завершилась объявлением об урегулировании нефтегазового спора, который продолжался более года. Согласно договоренностям, Белоруссия вернет долг "Газпрому" в размере более $700 млн, Россия в ответ увеличит беспошлинные поставки нефти с 18 млн до 24 млн тонн и предоставит скидку начиная с 2018 года. При этом Белоруссия и Россия к 1 января 2018 года разработают правила единого рынка газа.

Аналитики отмечают, что достижение договоренностей было неизбежно в рамках отношений двух соседних государств. В то же время предоставление скидки на газ позволит "Газпрому" попросить не повышать налоги в следующем году.

Еще на прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак сообщил по итогам переговоров премьер-министров двух стран, что Россия и Белоруссия не смогли договориться об урегулировании газового спора. По его словам, белорусская сторона не была готова погасить накопленный долг без предоставления российской стороной преференций как по цене, так и по срокам, механизму формирования цены. В то же время Новак говорил, что Россия, отмечая недостаточно конструктивную позицию Белоруссии в газовом споре, продолжает переговоры.

В Минске тогда заявляли, что белорусская сторона не рассматривает данные средства в качестве долга. При этом Белоруссия заявила, что настаивает либо на безусловном выполнении подписанного в ноябре 2011 года межправительственного соглашения по ценообразованию на газ и сопутствующей нормативно-правовой базы, либо на согласовании сторонами взаимоприемлемых изменений в названное соглашение.

Заявления президентов

Как сообщил по итогам вчерашних переговоров Владимир Путин, Россия и Белоруссия в течение десяти дней урегулируют вопросы в нефтегазовой сфере. Путин добавил, что стороны нашли схему, "при которой мы сохраняем наши подходы, сближаем наши позиции по ценам". "Нашли возможность взаимных уступок, договорились о том, как будем работать в этой сфере не только в 2017, но и в 2018, 2019 году", — пояснил российский лидер.

Путин также сообщил, что Россия и Белоруссия готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа, а к 2024 году разработать и выйти на подписание межправсоглашения в рамках ЕврАзЭС по единому рынку газа. Также стороны подтвердили свое стремление создать правила и условия к июлю 2019 года по созданию единого рынка электроэнергии.

Российский лидер подчеркнул, что спорных вопросов между РФ и Белоруссией не осталось. "На сегодняшний день спорных вопросов не осталось, мы будем двигаться дальше, будем укреплять союзнические отношения в рамках Союзного государства и работать над укреплением нормативно-правовой базы, над развитием Евразийского экономического союза", — заключил Путин.

В свою очередь Александр Лукашенко заявил, что вопросы рефинансирования существующих задолженностей Белоруссии перед РФ решены.

Как решен вопрос

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что восстановление поставок нефти начнется более или менее синхронно с выплатой недоплаченной суммы в $726 млн, что позволит "белорусским партнерам получить определенные выгоды".

Он добавил, что "Газпром" предоставит белорусской стороне скидку с понижающим коэффициентом к формуле расчета цены на газ за период с 2018 по 2019 год. Отношения стран после этого периода, по словам Дворковича, будут зависеть от дальнейших переговоров.

Также, по словам Дворковича, будут скорректированы некоторые межправительственные документы, касающиеся взаимоотношений в сфере газа и нефти, после их парафирования белорусская сторона вернет недоплаченную сумму "Газпром трансгаз Беларусь".

В свою очередь Россия уже в апреле может начать увеличение поставок беспошлинной нефти до 24 млн тонн в год. По словам Дворковича, поставки нефти начнутся в максимально короткие сроки, в зависимости от технических возможностей компаний поменять графики поставок.

Как сообщил журналистам официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин, техническая возможность прокачать в Белоруссию до конца года 24 млн тонн нефти есть.

"Пока действует график из расчета 4 млн тонн в квартал. Техническая возможность прокачать до конца года 24 млн тонн на белорусские НПЗ есть. Необходимо подтверждение от заводов о возможности принять для переработки 20 млн тонн в оставшиеся три квартала", — сказал он.

С начала 2016 года Белоруссия вела переговоры с Россией о снижении цен на газ. Республика настаивала на равнодоходных с экспортом ценах и хотела платить $73 за 1 тыс. кубометров российского газа вместо $132. В ответ на недоплату Белоруссией около $300 млн за поставленный газ Россия во второй половине 2016 года сократила поставки беспошлинной нефти в республику с планируемых 24 млн тонн до 18 млн тонн в год.

Кто выиграл

Как отмечают аналитики "Атона", бремя российско-белорусской дружбы понесет "Газпром", для которого Белоруссия остается крупнейшим покупателем газа на пространстве бывшего СССР.

"Поскольку размер дисконта в цене на газ пока неизвестен, рано оценивать влияние этой новости на "Газпром", — считают аналитики.

В свою очередь, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что скидка на газ будет предоставлена со следующего года. "Это дает возможность "Газпрому" попросить не повышать налоги, в этом году это уже все заложено в налоги, поэтому речь о скидке не шла", — пояснил он.

При этом Гривач считает, что потери Белоруссии от сокращения поставок нефти были более серьезными, чем потери "Газпрома" от недоплаты за газ. "Они поняли, что дальше тянуть невозможно, потому что они теряют больше, чем недоплачивают за газ. Беспошлинные поставки нефти дают им больше выгоды", — отметил он.

Гривач добавил, что российский бюджет не нес потери, поэтому у России было больше пространства для маневра.

После сокращения поставок российской нефти Белоруссия пыталась найти другие источники, в том числе используя и весьма экзотичные варианты, как поставки нефти из Ирана. "Купить можно где угодно, но такой дисконт Белоруссии никто на мировом рынке не предоставит", — отметил Гривач.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров при этом считает, что итог переговоров был ожидаем.

"Это было ожидаемо, что наша страна в очередной раз пойдет на уступки. Белоруссия искусна в переговорах с Россией. У Белоруссии очень выгодная политическая позиция, так как нам каждый партнер дорог. Сразу вспоминается песня: "Мы за ценой не постоим". Нас поджимали также сроки создания союзного экономического пространства. Эти уступки, учитывая масштабы экономики нашей страны, не столь существенны. Что касается Белоруссии, то для них этот вопрос более важен. У них сейчас очень непростая экономическая ситуация в стране. Достижение договоренностей нужно приветствовать, оно — свидетельство политической мудрости глав государств, оно позволило преодолеть все сложности", — сказал Нестеров.

Аналитик "Финама" Алексей Калачев также считает, что договоренность была неизбежна. "Ну как можно не договориться с Белоруссией? Они (белорусы. — Ред.) этим пользуются. Это же каждый год происходит. Причина в том, что, наверное, все-таки надо налаживать отношения с соседом. Тем более что у нас вроде как единое экономическое пространство. Я не думаю, что нас сильно напугала покупка нефти у Ирана. Причина точно не коммерческая, а политическая", — полагает он.

Калачев отметил, что компромисс — нормальное здравое решение.