Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Эксперты предлагают искать идеи для занятости пожилых людей XXI века

20 апреля, 19:10 UTC+3 КРАСНОЯРСК КРАСНОЯРСК 20, апреля. /ТАСС
Как подчеркнул экономист Александр Аузан, конкуренцию XXI века выиграет та страна, которая придумает не маргинальное применение старшему поколению, прежде всего - женщинам в возрасте от 60 до 100 лет
Поделиться
Материал из 1 страницы
Декан экономфака МГУ Александр Аузан

Декан экономфака МГУ Александр Аузан

© Сергей Фадеичев/ТАСС

КРАСНОЯРСК, 20 апреля. /ТАСС/. В ответ на вызовы XXI века эксперты предлагают искать неожиданные решения в инвестициях в человеческий капитал, прежде всего в занятости старшего поколения. Об этом сообщил декан экономфака МГУ Александр Аузан на круглом столе "Ключевой ресурс. Модели воспроизводства человеческого капитала России-2035" в рамках Красноярского экономического форума.

"Я утверждаю, что конкуренцию XXI века выиграет та страна, которая придумает не маргинальное применение старшему поколению, прежде всего - женщинам в возрасте от 60 до 100 лет. Для этого надо искать качества старшего поколения, которые могут оказаться уникальными", - сказал Аузан.

"Демографический сдвиг"

На круглом столе обсуждали модели воспроизводства человеческого капитала в России-2035 в условиях "демографического сдвига". По мнению Аузана, сегодняшний "демографический сдвиг" похож на события более чем двухтысячелетней давности, когда при переходе к античному миру возникла семья из трех поколений.

"Люди перестали умирать в 40 лет, стали жить до 55-60 лет, возник вопрос, что делать с этими стариками? - и античный мир родил идею, Платон создал идею "государства мудрецов", которые накопили опыт и могут то, на что не способны 20-летние люди. Старшему поколению было найдено не маргинальное применение, и в итоге Рим оказался той технологичной страной, которая дошла до всех мыслимых пределов", - сказал декан экономического факультета МГУ.

Как вариант выхода из кризиса он предложил искать в людях старшего поколения качества, которые могли бы быть востребованы сегодня. "Мы должны думать не о том, как переучить 66-летнего, чтобы его доход упал не на 12%, а только на 4% - это неинтересно и неправильно. Давайте подумаем, как человека сделать высокопродуктивным в его 66 лет", - сказал он и привел в пример писателя Даниила Гранина.

"Я давно имею хорошие отношения с известным писателем Даниилом Граниным, мы в последний раз встречались в июне 2016 года в Петербурге. Сейчас Гранину 98 лет, это абсолютно работающая голова, он пишет по одной книге в год, он задает такие вопросы, над ответами на которые я потом полгода думаю. Не любой в 98 лет, как Гранин, но, с другой стороны, покажите моих сверстников, которые в 62 года так же бодры, как Гранин в 98 - их будет не так много", - сказал он и предложил современному бизнесу подумать о крупных неожиданных решениях для занятости пожилых людей.

Инвестиции в человека

По мнению участников круглого стола, инвестиции в человеческий капитал определят будущее экономики. По словам редактора Стратегии 2035 фонда "Центр стратегических разработок" Василия Бурова, предстоит отказаться от инвестиций, связанных с жизненным циклом человека. "Сегодня эта конструкция рушится из-за изменений в демографической ситуации, появления "экономики пожилых", ломки схемы старых профессий и возникновения многочисленных компетенций. Начальные инвестиции в привычное образование становятся венчурными, может случиться, что такие знания не будут нужны", - сказал Бугров.

По мнению научного руководителя Института образования Высшей школы экономики Исаака Фрумина, привычная система образования не даст ответы на вызовы времени. "Нынешняя система высшего образования на 90% сформирована в 1939 году, с тех пор изменилось не более 10% вузов. Россия входит в двадцатку стран с наиболее высоким процентом населения со средним специальным и высшим образованием, но при этом у России самый маленький ВВП на душу населения. Мне кажется, это самый важный момент в оценке нашего образования, как инвестиции", - сказал Фрумин.

Недостатки модели образования

Еще один минус современной модели образования, по мнению ректора Российской экономической школы Шломо Вебера, - ее не способность превращать потенциал в капитал. "Россия по итогам 2015-2016 годов находится на 86-м месте по конкурентоспособности в борьбе за таланты, у нас больше инвестиций на стадии зарождения потенциала, но там, где должны быть инвестиции в его капитализацию, в рост, критически не хватает денег", - согласилась директор департамента по работе со стратегическими партнерами Фонда развития интернет-инициатив Елена Артемьева.

Как заметил декан экономфака МГУ Александр Аузан, важнейшими проблемами остаются старение населения и вопросы здравоохранения. По данным участников круглого стола, бизнес в России вкладывает в обучение персонала в 3 раза меньше, чем в странах-конкурентах, и в 3 раза меньше - в охват людей от 25 до 64 лет в процесс непрерывного обучения. "Принято говорить, что бизнес заботится о человеке, но если посчитаем - получим неприличные цифры. Никто не готов удвоить в течение десяти лет вложения компании в развитие навыков своих работников и в их здоровье. Мы далеки от этого даже в мечтах", - подытожил Аузан.

Красноярский экономический форум проходит с 20 по 22 апреля. Его главная тема - "Российская экономика: повестка 2017-2025". ТАСС является стратегическим информационным партнером форума.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама