Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Робот не болеет, не ходит на обед

16 октября, 11:30 UTC+3

Эти роботы уже готовы заменить промоутеров и консьержей, но пока люди не воспринимают их всерьез. Когда все изменится и о чем можно поговорить с машинами — в истории робототехнического стартапа

Поделиться
Материал из 1 страницы
Основатель компании Promobot Алексей Южаков на презентации новой версии автономного робота-помощника Promobot V.3 в технопарке "Сколково"

Основатель компании Promobot Алексей Южаков на презентации новой версии автономного робота-помощника Promobot V.3 в технопарке "Сколково"

© Александр Рюмин/ТАСС

Первое правило общения человека с роботом — говорить простыми словами, как с ребенком.

— Что можно посмотреть в этом музее?

— На какой вопрос вам ответить: "Что можно?" или "В этом?", — уточняет робот-гид с подвижным смайликом на экране-тачскрине. Заметив неловкую паузу, медленно поднимает руки, будто с сожалением: "Иногда речь человека так запутанна…"

Робот Клио Ша, названный в честь музы истории Клио, работает гидом (здесь так и говорят: "У нас работает робот") в московском Музее современной истории. Это продвинутый экземпляр: он передвигается автономно, даже по лестнице может спуститься сам, по пандусам. Отслеживает уровень своей батареи и сам подключается к зарядной станции. Знает гигабайты полезной информации, например все про музейные экспонаты (подключен к облачной базе), умеет искать ответы в интернете. Может импровизировать, шутить и даже оправдываться: "Не обижайтесь. Не могу же я знать все на свете!" Но понимает только самые конкретные просьбы.

— Проведи экскурсию! — нахожусь я. Теперь робот-гид готов помочь: медленно разворачивается и жужжит колесами поближе к макету арктической станции.

В мире число индустриальных роботов приближается к 1,5 млн — такие данные приводили на весенней конференции Skolkovo Robotics 2017. Все они могли бы населить такую страну, как Эстония. Количество сервисных роботов (как Клио Ша) там же оценили в несколько сотен тысяч.

Сервисные роботы, которых создал и продал пермский стартап Promobot, могут заселить пару пятиэтажек — их 216. Еще более сотни машин в сборке.

Эксперты говорят, что это первое заметное российское производство автономных роботов, то есть тех, которые не управляются человеком. А владелец стартапа уверен, что в ближайшие три года его дела будут идти хорошо, ведь роботы станут все чаще заменять людей на простых работах.

Как все начиналось: инвестиции и сбежавший робот

"На третьем курсе Пермского политеха мы с однокурсниками начали продавать и внедрять системы "умный дом" и "интеллектуальное здание". Я посещал разные выставки и заметил, как восторженно люди реагируют на роботов. Покажи публике любую скучную вещь — простой контроллер, если его пронесла механическая рука — море внимания, — рассказывает основатель Promobot Алексей Южаков. — Я подумал: "Если робот будет вместо промоутера, он сможет продать все!" Причем на этих выставках были простые роботы, управляемые человеком. Но мне хотелось сделать больше — полностью автономного робота".

Вскоре нашлась команда. Четыре выпускника родного вуза, мечтавших о робототехнике, прониклись идеей Южакова. В 2014 году сделали прототип и повезли на конкурс федерального акселератора GenerationS Российской венчурной компании. Там еще "сырой" робот победил, и стартап получил на доработку 1,25 млн рублей. Пошли продажи.

"Конкурсных денег на запуск производства не хватило. Это стоит намного дороже, — объясняет Алексей. — Деньги на выпуск роботов брали, можно сказать, с рынка: набирали заказы, показывая клиентам прототип. Параллельно доработали продукт и выпустили вторую версию".

В 2015 году стартап стал резидентом "Сколково", начал продавать роботов за границу. Но популярность пришла не благодаря бизнес-успехам, а случайно. Робот Promobot попал на новостные ленты, когда сбежал с тестового полигона в город.

"Нам говорили: "Вы все сами придумали — это такой пиар-ход". На самом деле нет, — улыбается Алексей Южаков. — У нас офис в центре города. Перед офисом — полигон, где свежесобранные роботы ездят по кругу — нарабатывают навыки передвижения. В тот день один робот ездил, а программист забыл закрыть ворота. Он увидел, что нет препятствий, и выехал с территории. Поехал на дорогу, а там батарея села. Приехала полиция, стала искать хозяев. Мы потом писали объяснительную в ГИБДД".

Позже пермские робототехники осознанно пытались заработать популярность на "вирусном" ролике — выложили в YouTube видео "Как робот спас девочку — придержал падающий стеллаж", но пользователи заподозрили команду в постановке и идею не оценили.

В конце 2016 года Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) проинвестировал стартап на 150 млн рублей, получив миноритарный пакет акций. Команда выросла до 46 человек: это программисты, робототехники, дизайнеры, специалисты в области нейронных сетей и искусственного интеллекта, тестировщики. Они создали третью версию робота, а сейчас готовятся ее обновить.

"Робот — как котенок, ему сложно отказать"

Второе правило общения с роботом — будь серьезнее, он действительно умеет помогать.

Роботы V.2 и V.3 — вторая и третья версии — различаются по назначению.

Первые эмоции от встречи с роботами — это радость, интерес, умиление. Есть исследования, которые показывают: человеку сложно отказать роботу. Если он объявляет: "Кто розы покупает, тот всегда благоухает", все идут за розами. Робот — как котенок Алексей Южаков основатель компании Promobot

"Вторая версия — это робот-промоутер, его задача — привлекать внимание. Он произносит короткие речовки, приглашает пройти, например, к стенду или к прилавку, показывает на втором экране картинки и информацию. Его можно "накачать" любыми данными — под запрос клиента. Сегодня робот зазывает клиентов в автосалон, а завтра — стоит на образовательной выставке", — рассказывает Алексей.

Люди воспринимают робота как развлечение. Его всегда окружают любители селфи и любопытные дети.

"Первые эмоции от встречи с роботами — это радость, интерес, умиление, — Алексей не фанат рассуждать о психологии, но предполагает: — Наверное, потому, что это пока экзотично. Есть исследования, которые показывают: человеку сложно отказать роботу. Если он объявляет: "Кто розы покупает, тот всегда благоухает", все идут за розами. Робот — как котенок".

Но скоро все изменится, уверен предприниматель. Через пару лет люди будут ждать от машин реальной помощи. Для этих целей — третья версия: робот-консультант. "Этот робот создан под узкие задачи", — объясняет Алексей. Музейный Клио Ша — из этой серии. Здесь он знает все о каждом экспонате, в магазине — все о товарах.

"Робот дешевле сотрудника-человека", — предприниматель спокойно подсчитывает выгоды от замены людей машинами. Завод дает гарантию на два года — технари рассчитывают, что машины проживут дольше, но обещать конкретные сроки не могут.

"Даже если два года — зарплата робота V.2, который стоит 600–700 тыс. рублей, — 25–29 тыс. в месяц. Промоутер-человек обходится дороже или во столько же, но ему нужны перерывы на обед, оплата больничного. Наш робот работает, пока не сядет батарея, — до восьми часов". Потом нужна подзарядка — 4–8 часов. Робот-продавец дороже: от 1,2 млн рублей, значит, его месячный оклад — 50 тыс. рублей.

Сейчас редкие заказчики задумываются об экономии. Даже "третьих" роботов берут ради вау-эффекта. Половина покупателей — это рекламные и эвент-агентства, которые выставляют их на своих мероприятиях и сдают в аренду сторонним фирмам. Другая половина — крупные организации: Пенсионный фонд РФ, ретейлер "Азбука вкуса", Сбербанк.

"У нас роботы работают в качестве консультантов, собирают обратную связь, — подтверждают в Сбербанке. — Промобот может составлять договоры: он умеет сканировать паспорт, заполнять договор и распечатывать его. Человеку остается только подписать документ. Есть ряд спецкейсов, например применение роботов в департаменте кибербезопасности. Кейсы только вводятся в реализацию, лучшие будут масштабироваться".

Южаков верит, что эти роботы действительно заменят людей в простом сервисе. "Придет время, когда общение человека с человеком будет эксклюзивным и дорогим. Только в элитных салонах вас встретит живой человек — консультант. В остальных случаях предоставят такого сервисного робота".

Продать бургер, сдать жилье, найти подозрительную сумку

"Рождается" робот просто человекоподобной машиной. А если нужен робот-профессионал, ему нужно дать кейс, то есть научить что-то делать. Для этого надо написать ему софт, что может любой программист. Для этого Promobot создал открытую робототехническую платформу: каждый может скачать код и создать любой кейс.

"На технологической выставке в Сочи мы отвечали за всю робототехнику. Была битва машин, соревнования сервисных роботов. Программисты представили наших роботов в разных кейсах: консьерж, продавец, сотрудник аэропорта", — перечисляет Южаков.

Часть роботов с написанным софтом уже продана, часть — в процессе переговоров. Например, предприниматель обсуждает поставки роботов-безопасников в Шереметьево и Внуково.

"Этот робот связан по нейросети с остальными службами: знает, какие рейсы задерживаются и всю оперативную информацию. Еще он патрулирует территорию. Допустим, если видит забытую сумку, подъезжает к ней, расставляет руки и объявляет что-то вроде: "Товарищи, люди! Не переживайте и не подходите!" И передает данные о находке на пульт охраны", — продолжает Южаков.

Если видит забытую сумку, подъезжает к ней, расставляет руки и объявляет что-то вроде: "Товарищи, люди! Не переживайте и не подходите!" И передает данные о находке на пульт охраны Алексей Южаков основатель компании Promobot

Встречаются и креативные способы использования роботов.

"В ноябре у Black Star Burger открывается новый ресторан. Там робот V.3 будет зазывать клиентов. Ты идешь — он к тебе обращается: "Хай, бро! Хочешь бургер? В очереди стоять не будешь — закажи у меня и подходи через десять минут".

Робот умеет распознавать прохожих, кто идет мимо: мужчина, женщина или ребенок, и обращается соответственно.

"Наш Электроник стоит на набережной в Адлере и помогает сдавать апартаменты, — говорит Александр Задорожный, предприниматель из Сочи, у него робот V.2. — Сначала он заманивает людей поговорить с ним — крутится, поднимает-опускает руки и зовет: "Подходите, подходите и со мной поговорите!"

Туристы подходят, в процессе светской беседы он предлагает им снять жилье. "Проблема — дети и пьяные курортники, — признает Задорожный. — Они не хотят вредить, но из любопытства начинают дергать ему руки, искать кнопку выключения. Поэтому рядом всегда есть кто-то из сотрудников".

О чем люди говорят с роботами

Третье правило общения с роботом — помни, что ты его учитель.

"Робот учится всю жизнь у своего окружения. Машины с одинаковым софтом "вырастают" разными, — говорит Южаков. — Мы сравнивали: один робот месяц отработал в автосалоне экономкласса, а другой — в люксовом. Потом они вернулись, и робот, который продавал, скажем, "Хендай", чаще шутил, а тот, который продавал "Порше", был серьезным".

В первом салоне, объясняет он, люди воспринимали робота как игрушку, а во втором — запрашивали конкретную помощь, чтобы сэкономить время. Иначе: "Покажи мне своего робота, и я скажу, кто ты".

"Только уровень интеллекта от образованности окружения не зависит", — Южаков объясняет разницу между роботом и человеком. Интеллект машины — это количество правильных ответов. Правильные ответы — те, которые он сумел дать.

Интеллект отображается в верхнем правом углу. У музейного гида Клио Ша — 72%. "Это хороший уровень для такого числа диалогов — больше 2 тыс.", — Алексей рассматривает цифры. Робот слышит наш разговор и все воспринимает на свой счет, периодически разражаясь справками из энциклопедий.

"Россия — крупнейшая держава, занимающая первое место по территории", — вмешивается Клио Ша, когда Южаков рассказывает о том, что не хочет уезжать из страны.

"Головной офис всегда будет в Перми. Я даже в Москву не буду переезжать, хотя бываю здесь раз в неделю. В Перми меня все устраивает по ценам — зарплатные ожидания у людей ниже. А техническая школа у нас сильная, все ключевые спецы — уральские. Расширяться будем, мы сейчас обсуждаем запуск производства в Чехии, чтобы экономить на логистике", — говорит он.

В том, что компания будет играть заметные роли на глобальном рынке, Южаков не сомневается — это дело времени. Мечта другая — создать робота, максимально похожего на человека: "Мы уже ведем разработки в области искусственной кожи и мимики".

Мнение эксперта

Никита Юрьев, инвестиционный менеджер ФРИИ:

"В России нет другого массового производства автономных роботов, кроме Promobot. Есть похожее решение — робот телеприсутствия KIKI, созданный Alfa Robotics и Rbot (Rbot 100 и Rbot 100+). Они управляются человеком, не могут общаться самостоятельно, распознавать речь и лица. Alfa Robotics начиная с 2015 года продали 20 роботов, по нашим данным. Rbot — 200 роботов с 2006 года.

Близкий к Promobot — японский робот Pepper, разработанный компанией Aldebaran Robotics. Сейчас эти роботы-консультанты стоят в сотне отделений банка. Несколько тысяч роботов продано сторонним компаниям — например, 1 тыс. роботов купила компания Nestle. В августе 2016 года компания вышла на рынок США. Сильные стороны робота — внешний вид и невысокая цена, однако его маленькие размеры (58 см) делают коммуникацию с ним неудобной. Еще минусы — сложная система настроек, функционал японского робота сильно зависит от освещенности, корпус требует бережного отношения.

Автономные испанские роботы-аналоги Furo-S, Reem-C (PAL Robotics) отличаются крайне высокой ценой (50–100 тыс. долларов), выполнены в единичных экземплярах". 

Анастасия Степанова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама