Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Ученые нарисовали портрет идеального начальника

16 октября, 14:29 UTC+3

Ежегодно 16 октября во всем мире отмечается День шефа. ТАСС изучил результаты последних научных исследований и выяснил, чем хороший босс отличается от плохого и стоит ли ему шутить над подчиненными

Поделиться
Материал из 1 страницы
© REUTERS/Stefan Wermuth

Университеты и консалтинговые компании много лет изучают влияние знаний, навыков и характера босса на деятельность предприятия, атмосферу в трудовом коллективе и даже самочувствие работников.

Характер начальника влияет на здоровье подчиненных

Исследователи Гарвардского университета доказали, что между характером руководителя и здоровьем его подчиненных существует прямая взаимосвязь.

Ученые проанализировали общее состояние здоровья и взаимоотношения с непосредственным начальством у 220 добровольцев.

Выяснилось, что у людей, которые работают под началом слишком строгого руководителя, риск серьезно заболеть выше на 35%.

Около половины участников исследования, у которых начальник был чрезмерно требователен, находились в состоянии перманентного стресса, а примерно у 30% респондентов наблюдались сердечно-сосудистые заболевания.

Слишком строгий начальник заставляет подчиненных постоянно бояться выговоров и увольнений, что не лучшим образом сказывается на психологической обстановке в коллективе.

Женщина-босс лучше заботится о карьере сотрудников

Если начальник компании или подразделения — женщина, то сотрудники в среднем на 6% больше вовлечены в работу и заинтересованы ею, чем те, кем руководит мужчина. К такому выводу в ходе исследования (участвовали 12 тыс. человек) пришли аналитики маркетингового агентства Gallup.

Также женщины-боссы на 10% больше участвуют в рабочем процессе, то есть готовы помочь подчиненным в выполнении заданий. А еще они почти в полтора раза чаще настаивают на том, чтобы сотрудники развивались, обсуждают с подчиненными траекторию их карьеры.

При этом ежегодный рост доходов компаний, которыми управляют женщины, на 6% выше, чем у фирм, которыми рулят мужчины. К такому выводу пришли исследователи бизнес-школы Университета Макмастера. Они исследовали работу более 7 тыс. предприятий и выявили факторы, которые позволяют женщинам быть эффективными.

Так, женщина-начальник может лучше объяснить сотруднику, что она от него хочет; умеет слышать альтернативную точку зрения; она терпеливее; воздействует не только на ум своих подчиненных, но и на эмоции. Также важно, что женщины-боссы более жестко относятся к вопросам бизнес-этики.

Интроверты руководят более успешными компаниями, чем экстраверты

Ученые из Гарвардского, Стэнфордского и Чикагского университетов проанализировали поведение генеральных директоров почти 5 тыс. компаний.

Они изучили более 70 записей конференц-коллов, которые проводили гендиректора, с помощью лингвистических алгоритмов определили личностные качества каждого (интроверт или экстраверт, уровень эмоциональной стабильности, открытость новому опыту, способность соглашаться с другими, совестливость).

Оказалось, что если человек использует много наречий, длинных предложений, часто говорит от первого лица, то он чаще всего не склонен к эмоциональной стабильности.

У фирм, во главе которых стоят интроверты, показатель рентабельности активов в среднем на 2% выше, чем в компаниях с руководителем-экстравертом.

То есть руководители-интроверты способны более эффективно управлять организациями, чем их коллеги-экстраверты.

Возможно, говорят ученые, это связано с тем, что экстравертов, коммуникабельных и харизматичных личностей часто нанимают в организации, которые уже переживают не лучшие времена.

От них ждут решения накопившихся проблем, но зачастую этого не происходит.

Плохой шеф — причина для смены работы

Плохой начальник — причина увольнения 44% работников, выяснила компания BambooHR.

В ходе исследования была опрошена 1 тыс. сотрудников компаний и установлены причины, которые заставляют людей поменять место работы.

Респонденты рассказали, что значит плохой руководитель.

Он присваивает себе чужие заслуги, не отстаивает право подчиненного на денежную компенсацию и не поддерживает его в случае спора с клиентом.

Он не доверяет коллегам, нанимает или повышает в должности не тех людей.

Еще ему безразличны переработки подчиненных, он не дает четких описаний обязанностей, контролирует каждый шаг, в разговоре упоминает слабые, а не сильные стороны работника.

Лучший возраст для руководителя — 50 лет

Ученые Хайфского университета изучили профессиональную "жизнеспособность" руководителей: возможность выполнять поставленные задачи с вдохновением и энергией, обладать необходимыми компетенциями и получать удовлетворение от работы. От этих опций напрямую зависит успех всего бизнеса.

Исследователи выяснили, что с возрастом "жизнеспособность" не только не теряется, она растет — пик всех возможностей приходится у профессионалов примерно на 50 лет.

Результаты исследования показали, что чем выше уровень профессиональной "жизнеспособности" руководителя, тем больше своих ресурсов он использует для достижения успеха в работе.

В исследовании приняли участие 545 руководителей компаний из сферы высоких технологий, инженерных и инфраструктурных предприятий.

Начальникам лучше не шутить при подчиненных

Существует гипотеза, что доброжелательные шутки руководства улучшают атмосферу в коллективе, а едкие замечания вызывают недовольство.

Исследователи университета штата Миссури и Китайского университета Гонконга доказали, что отношения в коллективе гораздо больше влияют на то, как подчиненные будут воспринимать шутки начальства, чем то, какие именно шутки оно предпочитает: доброжелательные или не очень.

Если в коллективе есть конфликт и плохие взаимоотношения между сотрудниками и начальством, то любые шутки шефа воспринимаются персоналом негативно и лишь ухудшают ситуацию.

Юмор помогает выстраивать и поддерживать только хорошие, ровные отношения с подчиненными.

Причем при хороших отношениях между боссом и сотрудниками приемлем любой вид юмора — удовлетворенность от работы повышают как позитивные, так и циничные шутки.

Совершенно неприемлемы только сексистские или расистские высказывания.

К таким выводам пришли исследователи, опросив 70 руководителей и 240 подчиненных в 54 организациях.

Эффективный руководитель умеет обучать

Группа ученых Стэнфордского университета и Университета Юты изучали, в чем состоит главная ценность руководителей. Они выяснили, что хороший начальник — это не тот, кто мотивирует сотрудников или наблюдает за ними, а тот, кто обучает более эффективным методам работы.

Причем примерно две трети роста производительности, которая отмечается при появлении хорошего руководителя, сохраняется даже после того, как работник переходит в подчинение к другому начальнику.

Именно поэтому авторы исследования делают вывод о том, что "обучение", то есть передача более эффективных методов и навыков работы, является важнейшей составляющей эффективного руководства.

Шеф кричит на подчиненных при потере самоконтроля

Большинство руководителей стремятся вести себя с подчиненными этично. При этом они нередко становятся заложниками морального лицензирования.

Это явление, при котором человек, какое-то время неукоснительно соблюдающий правила и нормы, решает, что достаточно побыл "хорошим" и может позволить себе нарушить привычные нормы.

Психологи из Университета штата Мичиган несколько дней наблюдали за 172 руководителями промышленных предприятий, учреждений здравоохранения, образования и торговых компаний.

Они выяснили, что боссы, стремящиеся честно придерживаться моральных норм и кодекса общения с подчиненными, часто подавляют собственные интересы, заставляют себя действовать "правильно", а не "выгодно".

В результаты у руководителя наступает психологическое истощение, это снижает его способность к самоконтролю и повышает вероятность агрессивного поведения.

Ученые считают, что именно психологическое истощение приводит к моральному лицензированию, и босс может начать кричать, зло насмехаться или третировать молчанием.

Чтобы избежать криков и скандалов, психологи рекомендуют начальникам устраивать кратковременные перерывы, а компаниям стоит поощрять "этичных" руководителей, хваля и премируя их.

Мария Селиванова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама