1 ноября 2017, 19:29

Регионы России открывают промтуризм

Автомобильный завод "Камаз". Егор Алеев/ ТАСС
Автомобильный завод "Камаз"
Ростуризм поможет отечественным заводам продвинуть свою продукцию и привлечь инвесторов

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Российские регионы имеют большой потенциал для развития промышленного туризма и заинтересованы в его продвижении, считают опрошенные эксперты.

В октябре при Ростуризме был создан федеральный совет по развитию промышленного туризма, который призван помочь предприятиям продвинуть свою продукцию, привлечь инвесторов, повысить престиж рабочих профессий, вернуть гордость за отечественные заводы. По оценке специалистов, пока это новое для России направление не очень популярно у большой аудитории. В свою очередь, замглавы Ростуризма Роман Скорый считает его перспективным.

Экскурсии для своих

До недавнего времени предприятия занимались развитием промышленного туризма по своей инициативе для решения конкретных корпоративных задач — презентации производств зарубежным партнерам, профориентации школьников, повышения лояльности потребителей.

"Смотрящим далеко вперед руководителям абсолютно ясно: чем больше о работе его завода, фабрики, комплекса знают жители региона, в котором он расположен, тем комфортнее предприятию там работается. Прежде всего потому, что оно с успехом решает свои кадровые задачи. Такую же реальную экономию мы получаем на рекламе, в 80% случаев после квеста по сборке столов и стульев потенциальные покупатели становятся реальными", — рассказал ТАСС руководитель деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" (Краснодарский край) Геннадий Замотаев.

На предприятиях "Группы Агроком" (Ростовская область) экскурсии проводят не только для бизнес-партнеров, но и для сотрудников. "У нас работает около 16 тыс. человек. Оказалось, люди могут годами работать на одном предприятии и почти ничего не знать о других бизнес-комплексах группы. Экскурсии не являются коммерческими, основная отдача — репутационная", — рассказала ТАСС заместитель гендиректора компании по связям с общественностью Татьяна Гордина.

Директор музея "Северская домна" Северского трубного завода (Свердловская область) Анна Трепалова пояснила, что промтуризм охватывает любые производственные площадки, даже ныне не действующие. "У нас сохранена единственная в России доменная печь 1860 года. Она является главным объектом показа, потому что важно демонстрировать не только действующее производство, но и индустриальное наследие металлургической отрасли, которое когда-то создавали наши предки. Сегодня мы можем показать некий символ, задел для будущего, что современный агрегат, который сегодня вводится в эксплуатацию, тоже может быть сохранен", — сказала она.

Успешный опыт и первые шаги

Эксперты отмечают, что промышленный туризм успешно развивается там, где власти наладили диалог между компаниями и туроператорами. Например, это удалось в Комсомольске-на-Амуре. За последние годы число промышленных туристов там увеличилось в три раза — до 5 тысяч человек, в планах — создание туристско-рекреационного кластера "Комсомольский".

"Флагманом является Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Гагарина. Приехав к нам, туристы узнают, сколько на самом деле крыльев у самолета, как создаются современные самолеты без единого чертежа, в чем секрет новейшего в мире боевого истребителя-невидимки. Мы рассказываем, как закаляется сталь и что связывает Амурский судостроительный завод с "Титаником", — отметила в беседе с корр. ТАСС начальник отдела международных связей и туризма администрации города Оксана Морозова.

В ближайшее время сразу три экскурсии запустят на Выксунском металлургическом заводе в Нижегородской области. Он был основан в 1757 году и считается одним из старейших центров российской металлургии. Сначала туры несколько сотен раз протестировали на партнерах, гостях, журналистах, а скоро все желающие увидят производство огромных труб для крупных нефтегазовых проектов, мартеновские печи и крупнейшую в Европе линию по выпуску железнодорожных колес, сообщили ТАСС в пресс-службе завода.

Интерес к "оборонке"

Несмотря на закрытость, перспективу сотрудничества с туроператорами рассматривают на одном из крупнейших оборонных предприятий — "Туламашзаводе". В тульском турагентстве "Шелковый путь" говорят, что интерес к "оборонке" большой, и такие маршруты будут пользоваться коммерческим успехом.

"К нам часто обращаются коллективы из различных регионов и те, кто планирует путешествия индивидуально, с просьбой об организации экскурсии, например, на Тульский оружейный завод. И как только индустриальные маршруты будут сформированы, мы готовы начать привозить туристов", — сказала корр. ТАСС директор агентства Татьяна Людкевич.

Закрытое екатеринбургское предприятие Роскосмоса -— НПО автоматики имени академика Н. А. Семихатова — пускает в цеха школьников и студентов, чтобы решать свои кадровые задачи. "Уже год работает наш музей ракетно-космической техники, его посетили около 7 тыс. человек. Что касается вопроса посещения предприятия, то у нас существуют профориентационные экскурсии для школьников и студентов, мы их заводим в открытые цеха. Это практика не массовая, между тем, на 2018 год мы прорабатываем вопрос по увеличению таких экскурсий", — рассказали ТАСС в отделе по связям с общественностью предприятия.

Шанс для моногорода

Промышленный туризм — одна из возможностей диверсификации моногородов. Например, ставку на него делает единственный моногород Ставропольского края — Невинномысск. "Мы одна из немногих территорий на юге России, где плавят сталь, обрабатывают шерсть, выпускают меланин, удобрения, бытовую химию, с которой человек сталкивается ежедневно", — рассказал ТАСС глава города Михаил Миненков.

Новое направление туризма здесь планируют сочетать с достопримечательностями.

"Ведь нам есть что показать и в самом городе: непосредственно в центральной части — порядка 800 гектаров лесной территории, в числе достопримечательностей — красивейшее место, слияние двух крупных рек, Большого Зеленчука и Кубани. Есть исторические места, связанные с историей казачества. Вместе с экскурсиями на производство все это станет основой новых маршрутов. Сейчас делаем рабочую карту, в 2018 году этот проект будет реализован", — сказал Миненков.

Лучше гор

Северный Кавказ также готов показать туристам не только природные красоты, но и интересные развивающиеся предприятия. "Необходимо взаимодействовать с каждым регионом Северного Кавказа для развития промышленного туризма. Потому что у нас один из акцентов — народные художественные промыслы. И я думаю, можно показать очень много интересных самобытных производств в округе", — сказала ТАСС заместитель министра по делам Северного Кавказа Ольга Рухуллаева.

В Чечне первых туристов на предприятиях планируют принять к 2020 году.

"Регион перспективен для развития промтуризма. У нас сейчас идет строительство технопарка "Казбек", где будет несколько заводов. Кроме того, функционируют цементный, кирпичный и сахарный заводы, а также крупное автомобилестроительное предприятие в Аргуне. Площадки есть, и их с каждым годом становится больше", — сказал ТАСС зампредседателя комитета правительства региона по развитию туризма Исмаил Баудинов.

На Ставрополье, помимо индустриального парка в Невинномысске, работает парк в Буденновске, в Дагестане крупными промышленными центрами являются завод "Мараби", Каспийский завод листового стекла, завод имени Гаджиева, Кизлярский электромеханический завод. "Такие экскурсии помогут развеять миф о том, что в регионах очень слабо развито производство или его вообще нет", — отмечает директор расположенного в Чечне завода "Теплостройпроект-С" Ризван Масаев.

Доверить профессионалам

Однако не все промышленники разделяют такую позицию. По словам министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, из примерно 200 предприятий Челябинска экскурсии практикуют только пять. "Некоторые собственники и руководители пока не понимают, зачем это надо", — сказал он ТАСС.

По словам Бетехтина, на Урале проблему решит рабочая группа, в которую вошли специалисты Челябинской и Свердловской областей. "Она прорабатывает, в частности, новые экскурсионные маршруты. В перспективе они могут пройти по территории завода "УралАЗ" (один из крупнейших производителей полноприводных большегрузных автомобилей в России — прим. ТАСС), по шахтам в городе Копейске и на других уральских предприятиях", — сказал он.

Власти Алтайского края год назад объявили, что готовы поддержать предприятия, которые займутся промтуризмом, но производственники не проявили к этому интереса. "Доля промышленного туризма в крае невысока. Он традиционно работал и будет работать на спросе — нельзя искусственно развивать его, но популяризировать — надо. Задача объекта все же работать по основному функционалу, все равно это отвлечение сотрудников", — считает руководитель "Алтайтурцентра" Татьяна Сажаева.

Именно из этих соображений на заводе "Камаз" решили привлечь к организации экскурсий профессиональных туроператоров. "Мы работаем с определенными туристическими фирмами, они нам привозят людей, мы сами никого на заводы не возим. Это невозможно с точки зрения безопасности и невыгодно ... Мы на этом не зарабатываем, наша цель — повысить привлекательность российской промышленности, даже не самого "Камаза", а в целом российской промышленности, показать, что она существует и активно развивается", — отметил руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев.