7 ноября 2017, 20:01,
обновлено 7 ноября 2017, 20:41

Галушка: Южная Корея готова вернуться к проекту "Хасан - Раджин"

Министр РФ по развитию Дальнего Востока напомнил, что проект выведен из-под санкций Совета Безопасности ООН в отношении КНДР

СЕУЛ, 7 ноября. /Корр. ТАСС Станислав Варивода/. Республика Корея заинтересована в возвращении к проекту "Хасан - Раджин". Об этом заявил во вторник в эксклюзивном интервью корреспонденту ТАСС министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Он посетил Сеул, где провел серию встреч и переговоров с представителями южнокорейских властей и бизнеса.

"Мы услышали от южнокорейской стороны заинтересованность в этих проектах. В ходе переговоров звучало, что они хотели бы к этим проектам вернуться", - сказал Галушка. "У нас никаких противопоказаний нет, будем сейчас работать над формулой плотного подключения южнокорейских партнеров", - добавил он.

Министр напомнил, что проект "Хасан - Раджин" выведен из-под санкций Совета Безопасности ООН в отношении КНДР.

Проект восстановления железной дороги от станции Хасан (Россия) до порта Раджин (КНДР) был реализован в 2008-2014 годах совместным предприятием РЖД и КНДР. Суммарный объем инвестиций составил 10,6 млрд рублей. Терминал в Раджине открылся в июле 2014 года.

Пропускная способность участка Хасан - Раджин и терминала составляет 5 млн тонн грузов в год. Из порта грузы направлялись в Южную Корею и Китай. Их получателями через Раджин со стороны Республики Корея выступали компании POSCO, Hyundai Merchant Marine и Korail Corp. В марте 2016 года Южная Корея объявила о выходе из проекта в связи с санкциями в отношении КНДР, введенными СБ ООН после проведения ей ядерных и ракетных испытаний.

Транскорейский газопровод

Республика Корея проявляет большой интерес к поставкам российского природного газа и готова вернуться к идее строительства газопровода из РФ через территорию КНДР, также заявил Галушка.

"В ходе переговоров эта тема звучала очень акцентированно - заинтересованность корейской стороны в поставках российского газа", - сообщил Галушка, отметив, что для России это было бы "интересно и выгодно".

"Варианты обсуждались на основе поставок СПГ, и корейская сторона также говорила о том, что готова вернуться к идее трехстороннего проекта строительства газопровода из России в Республику Корея через территорию КНДР", - подчеркнул российский министр. Он напомнил, что в 2011 году заинтересованные стороны уже практически об этом договорились и была высокая степень готовности реализации этого проекта, который сорвался в последний момент.

"Это трехсторонний проект. Подразумевается, что для его реализации должны совпасть желания трех сторон. Для России это выгодно, южнокорейские партнеры заинтересованы - значит, надо к этому возвращаться", - резюмировал Галушка.

Согласно сообщениям южнокорейских СМИ, в 2011 году велись переговоры о поставках газа между представителями "Газпрома" и Южной Кореи. План предусматривал строительство наземного трубопровода, что было бы наиболее рентабельным способом экспорта газа в Южную Корею. Путь газопровода должен был пройти через КНДР, что параллельно позволило бы решить вопрос энергообеспечения самой Северной Кореи.

Южная Корея, по сведениям агентства Yonhap, тогда подтвердила готовность покупать по 10 млрд куб. м российского газа ежегодно, при условии гарантий безопасности транзита.

Интерес к ТОР

Южнокорейские инвесторы также демонстрируют значительный рост интереса к российским дальневосточным территориям опережающего развития (ТОР) и свободному порту Владивосток.

"До определенного момента их [южнокорейских инвесторов] вообще не было, первые появились не так давно - это девять проектов с объемом инвестиций более $400 млн, - рассказал Галушка. - Затем впервые в Хабаровске мы провели День корейского инвестора, это добавило еще перспективные проекты на $250 млн".

"В ходе текущего визита те суммы потенциальных инвестиций, что мы обсуждали с корейскими официальными лицами, с корейскими инвесторами, уже превышают имеющиеся объемы, о которых говорилось выше. Это гораздо более весомые объемы, и теперь будем работать, чтобы это перешло в практическое русло", - подчеркнул министр.

Он отметил, что в отличие от недавней ситуации, когда южнокорейский бизнес зачастую ограничивался декларативными заявлениями, "сейчас идет деловой конкретный разговор, причем заканчивающийся либо решением вопросов, либо конкретными планами бизнес-миссий, которые пройдут до конца этого года".

Галушка связал внезапный рост интереса южнокорейского бизнеса к российскому Дальнему Востоку, с одной стороны, с желанием политического руководства Республики Корея развивать сотрудничество с РФ, а с другой стороны - с тем, что после третьего Восточного экономического форума бизнес увидел истории успеха, новые ниши и возможности. "Думаю, одно с другим совпало и одно другое дополнило", - сказал министр.