Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Почему бизнесменам сложно что-то построить в российских городах

23 ноября 2017, 14:30 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 23, ноября. /ТАСС

Эксперты считают, что разрешения на строительство должны выдавать не муниципалитеты, а региональные власти

Поделиться
Материал из 1 страницы
© Виталий Тимкив/ТАСС

МОСКВА, 23 ноября. /ТАСС/. Сложности с получением разрешений на строительство, которые недавно назвал "безобразием" президент России Владимир Путин, возникают на уровне муниципалитетов и чаще всего связаны с процессом подготовки пакета документов застройщиком, рассказали ТАСС представители "Деловой России" и эксперты в регионах. О том, сколько времени занимает получение разрешения на строительство в различных регионах страны, какие экспертизы и согласования надо получить бизнесмену и нужны ли они – в материале ТАСС.

Первые и быстрые

Согласно Национальному рейтингу состояния инвестклимата в субъектах РФ, подготовленному Агентством стратегических инициатив, на получение разрешения на строительство – один из критериев привлекательности с точки зрения привлечения вложений – в российских регионах уходит от 53 до 203 дней.

В докладе группы Всемирного банка "Ведение бизнеса – 2018" отмечается, что России для дополнительных преимуществ для привлечения и развития бизнеса необходимо сокращать именно сроки получения разрешений на строительство. При этом, как отмечается в документе, за последние годы по этому направлению имеются положительные изменения: например, несмотря на то, что сроки согласования и получения необходимой разрешительной документации для строительства склада в России примерно на 50% выше, чем в среднем в мире, этот показатель сократился почти вдвое за 6 лет.

Внутри страны ситуация с получением разрешения на строительство разнится довольно существенно, рассказал ТАСС сопредседатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Андрей Назаров.

"Образцовые регионы – это Москва, Санкт-Петербург, а также Московская область, в которой полномочия по выдаче разрешений делегированы муниципалитетами на региональный уровень, то есть решения принимаются на более высоком уровне, в меньшей степени какие-то проволочки существуют. Что касается других регионов, где сейчас достаточно быстро отлаживается система, – это Крым, здесь создали Ассоциацию застройщиков, отработаны механизмы с Росрегистрацией для того, чтобы не было задержек при регистрации документов, и т. д. Ситуация там, конечно, далека от идеальной, но динамика устранения сложностей очень хорошая", — рассказал Назаров.

В поисках данных

По словам Назарова, проблемой становится сам процесс подготовки документов застройщиками. Его сбор очень трудоемкий, и затягивается получение разрешения на строительство часто именно из-за этого.

"Не всегда или почти никогда идеально пакет документов с самого начала не подготовлен. Если вам вернули документы, то необходимо время, чтобы заново сформировать пакет. Поэтому, если из реальности исходить, то чаще всего разрешение на строительство – это процедура нескольких месяцев", — сказал Назаров.

Застройщики сталкиваются с тем, что порой просто не могут найти необходимую им информацию в открытом доступе. Чтобы получить развернутые данные об участке, например, не граничит ли он с охранной зоной и нет ли других ограничений, данные приходится собирать по различным ведомствам. По словам Назарова, решить эту проблему могло бы создание объединенных информационных систем.

"Было бы легче, если были бы открытые информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: архивы топосъемок территорий, информация об охранных территориях и зонах, инженерных объектах, объектах инфраструктуры, культурного наследия, памятниках археологии", — говорит сопредседатель "Деловой России".

При этом Назаров признал, что создать такую базу действительно сложно. "Это разные учреждения, ответственные за разные блоки данных, это архив, различные министерства и ведомства. [Чтобы] такую базу создать, [необходимы] и время, и финансирование, и политическая воля. Часть информации может быть открыта на муниципальном уровне, часть – на основании федеральных решений и законов", — сказал он.

В российских регионах имеется подобный опыт. Например, в Санкт-Петербурге в 2017 году была внедрена Единая система строительного комплекса, позволяющая в электронной форме получать все основные услуги в строительстве. Как рассказала ТАСС заместитель главы администрации губернатора Петербурга, начальник Проектного управления – проектного офиса Юлия Лудинова, сегодня в городе при грамотном оформлении документации разрешение на строительство можно получить за 90 дней, а еще несколько лет назад на это требовалось более 230 дней.

Сокращение сроков

Официально сроки выдачи разрешений по регионам сокращаются. Например, во Владикавказе, по данным главы администрации местного самоуправления Бориса Албегова, они снизились с месяца до одной недели. В Карачаево-Черкесии получение этого документа занимает до 10 дней.

В Новгородской области среднее время получения разрешения на строительство – 85 дней, начиная от градостроительного плана и заканчивая выдачей разрешения, при этом еще в июне этот показатель составлял 130 дней. В Новосибирской области, по словам депутата Законодательного собрания региона, председателя некоммерческого партнерства "Региональный деловой клуб строителей" Майиса Мамедова, само разрешение можно получить максимум за две недели, что "равносильно получению паспорта".

Однако речь идет о самых благоприятных случаях, считают эксперты. Как пояснил возглавляющий Ассоциацию предпринимателей сферы туризма в курортном поселке Архыз (Карачаево-Черкесия) Руслан Гедиев, в такой срок можно уложиться при соблюдении всех требований, когда имеются на руках право собственности на землю, проект и градостроительный план.

Председатель Совета Северо-Осетинского регионального отделения "Деловой России" Роман Абиев отмечает, что проблемы с выдачей разрешений на строительство чаще всего возникают на уровне муниципалитетов. "Я думаю, что если бы удалось исключить из этого процесса (выдачи разрешений на строительство – прим. ТАСС) человеческий фактор и максимально использовать порталы госуслуг, было бы, наверное, проще. Потому что люди на местах – они, бывает, допускают некоторое субъективное отношение", — считает он.

Столкновение с порядком

Эксперты в регионах соглашаются с Назаровым в том, что получение разрешений тормозит сбор необходимых документов – формирование площадки, создание техусловий, согласование со всеми прилегающими территориями и т. д. На это, как отметил Майис Мамедов, можно потратить от года до двух лет. Препятствия строителям создает и порядок согласования с собственниками территорий и инженерных коммуникаций.

"Например, вам дают подключение в одном месте, а там несколько собственников, и надо с каждым договариваться. Если собственник не соглашается, строители идут в суд, и суд зачастую встает не на сторону застройщиков", — отметил Мамедов.

Затягивание сроков часто приводит к тому, что перспективный бизнес так и не появляется, посетовал руководитель регионального отделения "Деловой России" в Красноярском крае Эдуард Веккессер.

"Препоны просто убивают инициативу. Так, бизнесмен два года добивался запуска магазина в небольшой деревне Красная поляна Назаровского района края. В итоге согласования в администрациях, подключение к сетям, прошло два года – здание магазина выстроено и выставлено на продажу. У предпринимателя пропало желание заниматься этим бизнесом", — рассказал он.

Круги согласований

Многочисленные процедуры согласования, которые, как поясняет депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов, принимались для того, чтобы минимизировать коррупцию через регулирование каждого шага чиновника и соискателя, на самом деле лишь усугубляют ситуацию.

"Порой ситуация доходит до абсурда. Яркий пример – экологическая экспертиза на Байкальской природной территории. В муниципалитетах, находящихся за 100-150 километров от Байкала, проходить экоэкспертизу должны абсолютно все объекты, даже те, которые очевидно не могут повлиять на состояние озера. Это не только вводит инвесторов, в том числе и сами муниципалитеты, и регион, в дополнительные расходы, но и затягивает сроки сбора документов", — рассказал он ТАСС.

По его мнению, количество таких процедур, как и контролирующих чиновников, должно быть сокращено, а сами процедуры – стать проще и прозрачнее. Аналогичную точку зрения высказал уполномоченный при главе Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов.

"Чтобы предпринимателю сегодня что-то построить, нужно пройти семь кругов ада <...> Мы проанализировали все этапы процедуры – каждый из них длится от 1 месяца до 3-4 месяцев. Суммарно предприниматель тратит в среднем 15 месяцев на получение разрешения", — сказал он, уточнив, что проблема особенно актуальна для крупных муниципалитетов, где разные подразделения работают несогласованно даже внутри самой администрации.

По мнению Веккессера, решить проблему длительных согласований помогла бы система одного окна – создание своего рода "бизнес-МФЦ".

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама