20 февраля 2018, 12:33

Аэропорт Махачкалы готовится принимать туристов и бизнесменов со всего мира

Александр Рюмин/ ТАСС
Открыть новый международный терминал должны до конца 2018 года

МАХАЧКАЛА, 20 февраля. /ТАСС/. Открытие нового международного терминала аэропорта Махачкалы, который планируется достроить до конца 2018 года, позволит не только увеличить пассажиропоток самого южного в России авиационного транспортного узла, но и создать новые возможности для сотрудничества северокавказских республик со странами ближнего и дальнего зарубежья — Ираном, Саудовской Аравией и Китаем. Такое мнение озвучил ТАСС генеральный директор АО "Аэропорт Махачкала" Арсен Пирмагомедов.

Объем инвестиций в проект составляет около 900 млн рублей, из которых 300 млн рублей уже освоены. Строительство ведется полностью на средства АО "Аэропорт Махачкала". Согласно данным ЕГРЮЛ, компания на 99,9998% принадлежит ООО "Грандеко", из которых 99,5% принадлежит предпринимателю Саиду Керимову.

Аэропорт Махачкалы — единственный аэропорт Дагестана. В 2014 году была завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, ее длина была увеличена до 2,6 километров. Сейчас рейсы в Махачкалу выполняют семь российских и три зарубежные авиакомпании. В 2017 году аэропорт впервые в своей истории принял более 1 млн пассажиров, увеличив пассажиропоток на 23% по сравнению с 2016 годом.

Уйти от полумер

Первое, на что сегодня падает взгляд пассажира, спускающегося по трапу самолета в аэропорту Махачкалы, — каркас из металлоконструкций, возвышающийся рядом со зданием аэровокзала, который уже сейчас выглядит скромнее по сравнению с растущей по соседству постройкой.

"Сегодня уже подняли правый и левый блок каркаса здания, идут работы по центральной части. Уже есть понимание по дизайну, заказаны лифты и эскалаторы, заказывается стекло, сэндвич-панели, покрытие и мембрана для крыши. Это будет очень современное здание, со всей необходимой инфраструктурой, в том числе для маломобильных групп населения, а также залом повышенной комфортности, которого сейчас нет в международном секторе действующего терминала", — рассказывает Пирмагомедов.

В основание фундамента будущего здания забито более 1,38 тыс. свай для обеспечения сейсмической безопасности. Осталось забить сваи под два телескопических трапа, которыми оснастят новый терминал. "Поскольку речь идет о территории зоны транспортной безопасности, эта работа будет вестись уже после завершения основного "тела" здания — летом или осенью", — поясняет он.

Общая площадь нового здания составит 8 тыс. квадратных метров, пропускная способность — 150 пассажиров в час. Международный сектор существующего терминала способен обслуживать только 60 пассажиров в час и работает по реверсивной схеме — сначала обслуживается рейс на прилет, затем — на вылет. При этом потребность в международных перелетах растет, и терминал даже при такой схеме едва справляется с нагрузкой.

"Пропускная способность терминала сейчас увеличена путем полумер — мы включили в пункт пропуска нижние накопители (помещения для размещения зарегистрированных пассажиров в ожидании рейса — прим. ТАСС), где пассажиры ждут после прилета с самолета. Если раньше самолеты стояли здесь по пять часов, то сейчас, иностранные авиакомпании не хотят ждать более полутора часов, они работают в соответствии с законами рынка — чем меньше самолет стоит на земле, тем больше зарабатывает перевозчик. Такая тенденция во всем мире, и аэропорт должен подстраиваться под эти требования", — отмечает гендиректор транспортного узла.

Хадж, бизнес и зарубежный туризм

Новый терминал позволит увеличить международный трафик аэропорта Махачкалы, уверен Пирмагомедов. "Это единственный аэропорт в Дагестане, и он может стать точкой развития международного туризма для всего Северного Кавказа. Махачкала — самая южная точка России, в которую могу заезжать туристы с Ближнего Востока, Азии, мы можем принимать Пакистан, Иран, Афганистан, Саудовскую Аравию, страны Персидского залива. Через Дагестан туристы из этих стран могут направляться на территорию других республик Северного Кавказа и других регионов России", — поясняет собеседник агентства.

Сейчас из аэропорта Махачкалы выполняются рейсы по трем международным направлениям — в Казахстан, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Однако сегодня обсуждается возможность организации воздушного сообщения с другими странами.

"Проводились переговоры с иранскими перевозчиками, возможно, если не в этом, то в следующем году будет налажено авиасообщение Махачкала — Тегеран — Махачкала. Мы планируем связать по воздуху нашу республику с Азербайджаном, Грузией, Киргизией, где традиционно проживают диаспоры дагестанских народов и соседних республик, и где есть заинтересованность в деловых контактах и экономических взаимоотношениях с Дагестаном", — рассказывает Пирмагомедов.

Кроме того, по его словам, прорабатывается возможность открытия авиасообщения с Китаем — для начала чартерных, а в перспективе и регулярных рейсов. "Мы получили допуски к приему широкофюзеляжных самолетов — Boeing 767, Airbus 330 и их модификаций, которые могут летать на расстояние до 11 тыс. километров, то есть спокойно долетать до аэропорта Гуанчжоу или Шанхай без посадки на дозаправку, что позволит снизить стоимость перелета. Это перспективное направление, потому что у нас увеличивается количество торгово-экономических связей Китаем, но пока наши пассажиры вынуждены летать туда, либо через Москву, либо через Баку или Казахстан", — говорит собеседник агентства.

По его словам, потребность в международном авиасообщении в Дагестане не исчерпывается туризмом и деловыми связями. Ежегодно тысячи мусульман совершают хадж — паломничество в Мекку (священный для мусульман город в Саудовской Аравии — прим. ТАСС). В 2016 году аэропорт Махачкалы в период хаджа обслужил 14 тыс. паломников, в 2017 году — уже 20 тыс. (более половины всех паломников России — прим. ТАСС).

Новые возможности

Новому международном терминалу необходим такой же новый пункт пропуска через госграницу. "Аэропорт Махачкала" рассчитывает на включение этого проекта в одну из госпрограмм по линии Минтранса РФ или Минкавказа. На сегодня есть проект, есть смета на 314 млн рублей, но пока нет ясности с финансированием.

Чем меньше самолет стоит на земле, тем больше зарабатывает перевозчик. Такая тенденция во всем мире, и аэропорт должен подстраиваться под эти требования

"Пункт пропуска — это не только здание, но, прежде всего, специализированная техника, оборудование… Сейчас у нас пограничники работают в очень сложных условиях. У них нет даже нормально оборудованного места приема пищи. Поэтому мы очень надеемся, что федеральные власти нас услышат и финансирование будет. Тогда в конце года новый терминал будет запущен — все, что зависит от нас, мы выполним в срок", — отмечает Пирмагомедов.

Кроме того, в планах аэропорта — строительство нового пассажирского аэровокзала для внутренних линий, а также таможенно-логистического терминала. По словам руководителя транспортного узла, потребность в отправке и доставке в Дагестан грузов напрямую постоянно растет, и открытие терминала создаст дополнительные возможности для роста грузооборота с зарубежными партнерами — в частности, с Ираном, экономическое сотрудничество с которым сегодня активно развивается.

Пока аэропорт Махачкалы набирает кадры для будущего пассажирского международного терминала — в службу организации перевозок планируется принять около 20 человек. В числе требований к кандидатам — знание как минимум английского, а желательно еще турецкого или арабского языков. По данным пресс-службы аэропорта, только за первые два дня после начала приема заявок поступило более 250 анкет от соискателей, всего же ожидается не меньше 1 тыс.