21 февраля 2018, 13:59,
обновлено 21 февраля 2018, 15:38

ГД приняла в I чтении проект о реформировании государственного и муниципального контроля

Член комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктор Карамышев считает, что "главная цель инициативы - перестать "кошмарить бизнес"

МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на комплексное реформирование системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроле в России, призванный сделать процедуры проверок более прозрачными и сокращающий в целом количество дублирующих друг друга проверок.

Законопроект определяет правовые и организационные основы системы госконтроля (надзора) и муниципального контроля в РФ, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (МСУ), а также общие принципы защиты прав граждан и организаций при осуществлении такого контроля.

В проекте документа определяются контролирующие органы - соответствующими полномочиями могут наделяться федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ. Возможность осуществлять такой контроль получит Банк России, публично-правовые компании и государственные корпорации, государственные внебюджетные фонды, а также государственные учреждения в отдельных сферах деятельности.

Законопроектом вводятся общие подходы к оценке результативности и эффективности такого контроля, а также к координации деятельности контролирующих органов. В документе закрепляется система управления рисками при осуществлении контроля, создание ведомственных систем управления рисками и внедрение их в деятельность органов контроля. В результате оценки рисков объекты госконтроля разделяются на категории риска (классы опасности), при этом максимально возможная шкала категорий риска включает шесть позиций.

Оценка рисков 

"Практическим результатом введения систем управления рисками станет уход от "плоской", недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик (крупное промышленное предприятие или объект нестационарной торговли) или от отраслевых особенностей (угроза ядерного взрыва или нарушение правил хранения архивных документов). Оценка риска позволит органам контроля сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

От проведения плановых мероприятий госконтроля будут освобождаться объекты, которым присвоена низкая категория риска (VI класс опасности). Система управления рисками позволит увеличить сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок, отмечается в сопроводительных материалах к документу.

Права граждан и организаций

Специальная глава законопроекта посвящена обеспечению прав граждан и организаций при осуществлении госконтроля, урегулирован порядок возмещения причиненного при таком контроле вреда. Законопроектом предусмотрена возможность обжалования гражданами и организациями действий должностных лиц органов контроля, а также их результатов.

"Главная цель проекта - перестать "кошмарить бизнес". И то, что правительство предлагает перейти от такой "карательной" системы к риск-ориентированной, когда отчетом о проведенной проверочной работе будет количество спасенных жизней, сокращение аварий, не нанесенный вред экологии и так далее  - это, безусловно, большое достижение", - отметил член комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктор Карамышев ("Единая Россия").

Баланс между нагрузкой на бизнес и безопасностью

В свою очередь министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов напомнил, что правительство совместно с бизнес-сообществом приступило к разработке фундаментального закона о государственном и муниципальном контроле на основании прямого указания президента РФ еще в 2015 году.

"В рамках этих указаний были определены приоритеты и принципы, на основании которых этот закон был разработан", - сказал он.

Законопроект предполагает внедрение риск-ориентированного подхода и новой системы оценки эффективности работы контрольно-надзорных органов.

"Мы искали правильный баланс между общественно значимыми целями госконтроля - повышением безопасности жизни и здоровья наших граждан - и снижением уровня административной нагрузки на бизнес", - считает Абызов