17 апреля 2018, 16:43,
обновлено 17 апреля 2018, 17:34

ФАС допустила снижение барьеров для иностранных инвестиций в порты и аэропорты

Служба назвала целесообразной возможность проработать механизмы снижения административных барьеров

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает возможным снизить административные барьеры для иностранных инвестиций в порты и аэропорты, следует из презентации ведомства об иностранных инвестициях в морские порты и аэропорты России.

"Целесообразно совместно с заинтересованными органами проработать механизмы возможного снижения административных барьеров для иностранных инвесторов, намеревающихся осуществить инвестиции в хозяйственные общества, осуществляющие свою деятельность в морских портах и аэропортах Российской Федерации", - говорится в презентации.

По информации ФАС России, общий объем согласованных правкомиссией иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества за 2015-2017 годах составил $28 млрд 234 млн, из них иностранные инвестиции в морские порты - $1 млрд 862 млн, в аэропорты - $900 млн.

На сегодняшний день в России 67 морских портов общей мощностью более 1 млрд тонн в год и 91 аэропорт федерального значения. Правкомиссия по контролю за иностранными инвестициями в 2015 году согласовала три сделки в отношении морских портов и три сделки в отношении аэропортов; в 2016 году - три сделки в отношении морских портов и шесть сделок в отношении аэропортов; в 2017 году - две сделки в отношении морских портов и четыре в отношении аэропортов.

ФАС отмечает, что объемы вложений в инфраструктурные проекты в России составляют 2-4% от ВВП, а доля участия частного капитала не превышает 16%. При этом в КНР объемы финансирования в инфраструктурные объекты составляют 8% от ВВП, в странах ЕС не более 3% от ВВП, но объемы присутствия частного капитала составляют не менее 20%, в Республике Индия доля частных инвестиций составляет 65%, подчеркивают в ведомстве. "Помимо ТЭК инвестиции в морские порты и аэропорты РФ среди хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, являются наиболее привлекательными для иностранных инвесторов", - отмечается в презентации.

В ожидании крупных сделок

В марте Qatar Airways подписали с владельцами Внуково меморандум о покупке 25% аэропорта, цена сделки не раскрывается. Сделка потребует одобрения ФАС России, а затем - вынесения ходатайства на рассмотрение правкомиссии по иностранным инвестициям.

Пакет в 25% "Международного аэропорта Внуково" принадлежит Росимуществу, еще 34,15% у компании "Внуково Альянс" (она принадлежит председателю совета директоров аэропорта Виталию Ванцеву и семье Андрея Скоча).

Если сделка состоится, это будет первый московский аэропорт с участием Катара. В сентябре прошлого года консорциум РФПИ, Mubadala Development Company и ряда ближневосточных и азиатских соинвесторов, а также Baring Vostok и связанных фондов, закрыл сделку по покупке 25% управляющей компании аэропорта Пулково - "Воздушные ворота северной столицы".

Среди портов крупной сделкой может стать приватизация госпакета Новороссийского морского порта, окончательного решения по которой пока нет. Актив включен в план приватизации на 2017-2019 годы, и по ранее озвученной оценке Минфина продажа 20% акций может принести государству около 30 млрд рублей. Среди известных иностранных интересантов - Дубайский портовый оператор DP World. Также пакетом интересуются Российский фонд прямых инвестиций, группа "Сумма" и группа "Дело" Сергея Шишкарева, недавно закрывшая сделку по покупке 30,75% Global ports - ведущего оператора контейнерных терминалов на российском рынке с терминалами в Балтийском и Дальневосточном бассейнах.

Японская Marubeni Corporation также рассматривает возможность участия в развитии портов и аэропортов на территории России. Как сообщил накануне министр транспорта РФ Максим Соколов по итогам встречи с представителями японского бизнеса, компания интересуется портами в Приморском крае и проектом модернизации аэропорта Хабаровска. По словам министра, обсуждаются разные форматы участия японских инвесторов в проектах в России: финансирование, участие в схемах поставки оборудования, взаимодействие с Росморпортом по возврату инвестиций за счет портовых платежей. 

Теги:
Россия