Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Стратегия развития Арктики должна чётче и жёстче определить приоритетные права РФ на Северный морской путь

30 марта 2012, 17:17 UTC+3
Страны, заинтересованные в возможностях региона, часто не собираются учитывать исторические приоритеты России, освоившей эти пространства
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

МОСКВА, 30 марта. /ИТАР-ТАСС/. В документах, обеспечивающих правовые условия дальнейшего развития российской Арктики, должен быть чётче и жёстче определён будущий статус Северного морского пути. Такое мнение высказали сегодня участники прошедшего в Москве заседания Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации.

"В современных условиях значительная часть ВВП России формируется за счёт арктических территорий, - отметил, в частности, председатель совета, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. – Эта доля будет неуклонно увеличиваться в результате освоения природных ресурсов. Будет возрастать объём перевозок по Северному морскому пути. Всё это потребует законодательного обеспечения новых экономических, социальных и политически процессов".

Между тем, по мнению специалистов, не всё здесь благополучно и, согласно тому же Чилингарову, "не сформулирована целостная надотраслевая картина положения России в Арктике".

В частности, отметил на прошедшем на днях "круглом столе" по проблемам Северного морского пути заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов, "иностранные судоходные компании заинтересовались, присматриваются к Севморпути". "Во-первых, сокращается путь от Атлантического до Тихого океана почти в 2 раза, - пояснил он причины такого интереса. - Такая экзотическая деталь, как пиратство, тоже на это дело повлияла. А то, что скорость по трассе Севморпути, по крайней мере в летние месяцы, не ниже, чем на открытой воде, и то, что вместо 45-50 суток за 20-25 суток грузы доставляются из Европы в Китай или Японию, само за себя говорит".

При этом, по мнению немалого числа экспертов, страны, заинтересованные в открывающихся возможностях, часто не собираются учитывать исторические приоритеты России, освоившей эти пространства. Например, как отметил канадский профессор из университета провинции Британская Колумбия Майкл Байерс, "Соединённые Штаты выступают против российских претензий и заявлений о том, что ключевые части Северного морского пути представляют собой российские территориальные воды".

Отстоять свои права на них России под таким давлением может быть сложно, тем более что даже по юридическим вопросам у отечественных экспертов до сих пор нет единого мнения. Это также отмечалось сегодня на заседании в Совете Федерации. "По проблемам российской Арктики отсутствует федеральный закон, представляющий в целостном виде правовое обеспечение её развития в национальном и международном плане", - подчёркнуто в протоколе сегодняшнего заседания Экспертного совета.

На данный момент, по мнению специалистов, ответ на эти вызовы может быть дан быстрым развитием отечественного ледокольного флота. "Стоит только взглянуть на карту: более половины всех морей – замерзающие, отсюда главная транспортная составляющая Севморпути – ледокольный флот", - заявил, например, Андрей Смирнов. Положительную роль, по его мнению, играет и то, что атомный ледокольный флот находится сегодня в составе "Росатома". "Раньше мы находились, хоть и в хорошем, но всё-таки довольно ограниченном акционерном обществе - не было возможности у Мурманского пароходства развивать и поддерживать ледокольный флот, - отметил он. - А госкорпорация "Росатом" - это мощная структура, которая за 3 года восприняла вплотную наши нужды, интересы и задачи. Перспективы у нас заметные. Тем более что только с помощью "Росатома" начинается строительство нового поколения ледоколов, без которых Северу грозило остаться без транспортного обеспечения".

"Главным обстоятельством, которое требует дополнительных мер, включая законодательное регулирование, является наличие сложной климатической и ледовой обстановки. Поэтому для преодоления этого фактора нужно средство, и этим средством является ледокольный флот, которым управляет ФГУП "Росатомфлот", - поддержал эту точку зрения главный морской инспектор группы компаний СОВКОМФЛОТ Михаил Суслин.

"Проекты, которые касаются ядерных технологий, должны находиться в руках государства, - констатировал также заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Виталий Клюев. - В постперестроечные времена атомный флот оказался в управлении хорошей, известной, но всё-таки не государственной компании". С появлением же "Атомфлота", по его словам, "управляемость со стороны государства существенным образом повысилась", а "взаимодействие Минтранса с таковым предприятием, безусловно, облегчилось". "Одинаковые административные процедуры у нас и одинаковые схемы взаимодействия, и мы подчиняемся одному руководителю в правительстве. В этом смысле, конечно, ситуация улучшилась", - заявил он. Кроме того, Клюев напомнил, что "Атомфлот" будет строить атомный ледокол – "мы нашли решение этой задачи совместными усилиями".

Как ожидается, законопроект о создании федерального государственного учреждения "Администрация Северного морского пути" может быть принят Госдумой уже в весеннюю сессию, сообщил Виталий Клюев. "Госдумой соответствующий законопроект принят в первом чтении, и мы ожидаем, что в ходе весенней сессии он получит статус закона, - отметил Клюев. - Мы предлагаем установить особые правила на Северном морском пути".

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама