10 августа 2018, 14:11,
обновлено 10 августа 2018, 14:56

МЭР: решения ВТО по третьему энергопакету улучшат условия доступа газа РФ на рынок ЕС

EPA/ Eustream / HANDOUT

Третейская группа ВТО поддержала Россию в споре с Евросоюзом о правомерности третьего энергопакета

МОСКВА, 10 августа. /ТАСС/. Решения третейской группы ВТО по третьему энергопакету ЕС способны улучшить условия доступа российского газа на рынок ЕС и выровнять условия конкуренции на рынке, прокомментировала пресс-служба Минэкономразвития РФ.

Министерство подчеркивает, что исход разбирательства положителен для России с точки зрения экономической и операционной деятельности российских поставщиков на территории ЕС. "Это позитивный прецедент, который дает возможность изменить нормы, которые создавали препятствия для российских поставщиков на рынке Евросоюза, как в законодательстве ЕС, так и в законодательстве отдельных его стран - членов", - указало министерство.

Доклад третейской группы

Доклад третейской группы по спору России против ЕС в рамках ВТО "ЕС и его государства члены - меры в отношении энергетического сектора" опубликовали 10 августа. Третейская группа ВТО встала на сторону России по ключевым вопросам и признала неправомерными ограничения поставок российского газа по газопроводу OPAL и требования продажи определенного количества газа на открытом рынке ЕС, отметили в МЭР.

"Третейской группой признаны неправомерными количественные ограничения поставок российского газа по газопроводу OPAL, включая 50% ограничение на использование мощностей трубопровода, а также требования продажи определенного количества газа на открытом рынке; дискриминационные правила сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых иностранными лицами, в Литве, Венгрии и Хорватии; а также дискриминационные преимущества инфраструктурным проектам и наделение их статусом "проектов общего интереса", в случае, если они нацелены на поставку газа не из Российской Федерации", - пояснила пресс-служба министерства.
Помимо этого, третейская группа "признала несостоятельной защитную позицию ЕС в части сертификации операторов и "проектов общего интереса" на основании положений об общих исключениях в рамках генерального соглашения по торговле услугами и генерального соглашения по тарифам и торговле", добавило Минэкономразвития.

В соответствии с правилами ВТО, доклад группы должен быть утвержден Органом по разрешению споров (ОРС) ВТО не позднее 60 дней с даты его официального опубликования - 9 октября 2018 года. "В ближайшее время сторонам предстоит договориться о дальнейших шагах в данном споре", - указывает МЭР.

Что выиграет Россия

Принятые решения по всем трем блокам мер способны улучшить условия доступа российского природного газа на рынок ЕС, а также выровнять условия конкуренции на рынке ЕС для российских поставщиков услуг трубопроводного транспорта, отметили в Минэкономразвития. Такие решения представляют коммерческий интерес для российских поставщиков газа и услуг по его транспортировке, считают в министерстве.

МЭР добавляет, что решение третейской группы создает предпосылки для выравнивания конкурентных условий для текущих и будущих российских проектов в Европе. "С учетом выводов третейской группы мы вправе рассчитывать на то, что в отношении будущих проектов "Газпрома" на территории ЕС будет применяться недискриминационный режим", - отметило министерство.

История спора

Россия пожаловалась в ВТО на третий энергопакет ЕС в апреле 2014 года. В Москве считают, что положения документа противоречат обязательствам Евросоюза в ВТО по базовым принципам недискриминации и доступа на рынок. Согласно этому документу, собственниками расположенных на территории стран ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, занимающиеся добычей газа. Они должны либо продать активы в ЕС, либо передать право на управление трубопроводами независимым компаниям из Евросоюза. По мнению российской стороны, меры третьего энергопакета приводили к дискриминации российского газа и российского поставщика услуг трубопроводного транспорта - ПАО "Газпром".

Между тем, в ЕС утверждали, что третий энергопакет полностью соответствует обязательствам Евросоюза перед ВТО.

Как подчеркивает Минэкономразвития, по характеру и охвату мер и задействованию сторонами положений соглашений ВТО, не имевших до настоящего времени толкования в праве организации, данный спор является беспрецедентным.

В качестве третьих сторон в споре приняли участие девять членов ВТО: Китай, Япония, США, Бразилия, Индия, Колумбия, Корея, Саудовская Аравия и Украина.

Что оспаривала Россия

В рамках спора в ВТО Россия оспаривала шесть блоков мер, включающих в себя, как требования третьего энергопакета и ряда прочих мер энергетической политики ЕС, так и механизмы их реализации на уровне национального законодательства отдельных государств- членов ЕС.

В частности, оспаривались требования третьей газовой директивы ЕС и национального законодательства Венгрии, Хорватии и Литвы о разделении по собственности (разделение функций производства и поставки газа от транспортировки и распределения), изъятия (преференции) из требований третьей газовой директивы ЕС для услуг и поставщиков услуг трубопроводного транспорта, контролируемых правительствами государств - членов ЕС, дискриминационное освобождение от требований разделения по собственности компаний и доступа третьих лиц к объектам "новой крупной газовой инфраструктуры" (такие как соединительные газопроводы между государствами-членами ЕС, терминалы СПГ и хранилища газа).

Второй блок, который Россия посчитала неправомерным, - преференции для сжиженного природного газа (СПГ) и поставщиков СПГ.

Так же оспаривалось применение количественных ограничений в отношении газопровода OPAL (сухопутное продолжение морского газопровода "Северный поток"), изъятия из требований газовой директивы ЕС для промысловых трубопроводов, дискриминационные требования по сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых лицами из третьих стран и предоставление преференций соответствующим инфраструктурным проектам через наделение их статусом "проектов общего интереса".