МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Сроки проведения добровольного эксперимента по цифровой маркировке молочной продукции, в котором планируют принять участие компании Danone, "Карат" и "Галактика", пока не определены. Об этом ТАСС сообщили в Минпромторге.
В июле был опубликован проект постановления правительства России, согласно которому эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции должен был пройти в период с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2019 года. Пока документ не одобрен. Оператор единой национальной системы маркировки - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
"Соответствующий проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации молочной продукции в настоящее время разработан Минпромторгом и проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, правительством будут определены сроки проведения добровольного эксперимента", - сообщил представитель Минпромторга.
Он также добавил, что перечень конкретных видов молочной продукции для проведения эксперимента также еще не утвержден. Согласно ранее опубликованному документу, маркировать планируется молоко, кроме сырого, сливки, сухое молоко и сливки, сливочное масло, масляные пасты, топленое масло, спреды и топленые сливочно-растительные смеси, молочный жир. Кроме того, планируется наносить маркировку на сыры, сырные продукты и творог, сгущенные молоко и сливки, кисломолочные продукты (кефир, йогурт и другие), молочную сыворотку. "Планируется, что участие в нем смогут принять все желающие компании, как производители, так и иные участники товаропроводящей цепи, в т.ч. оптовое и розничное звено", - добавил представитель Минпромторга.
В свою очередь представитель Danone отметил, что работы по первому этапу пилотного проекта компаниями-участниками и оператором системы маркировки уже начаты. "Перед началом непосредственной маркировки продукции предстоит осуществить ряд подготовительных мероприятий, включая проведение исследований, обеспечение технических решений и поиск оборудования, разработку принципов учета и кодирования товаров в системе, с учетом особенностей индустрии", - сказал он. По его словам, задача эксперимента в том, чтобы понять, как система маркировки может применятся на различных видах молочной продукции, а также на многообразии ее упаковки и на различных производственных линиях.
Кроме того, по мнению представителя Danone, важно понять, как система маркировки молочной продукции может быть интегрирована в операционные и логистические процессы. Он отметил, что в рамках пилота маркироваться будет незначительная доля продуктов компании. "Принцип состоит не в том, чтобы охватить маркировкой весь ассортимент и объем, а в том, чтобы те технологические линии, где будет инсталлировано маркировочное решение, работали бесперебойно и без потери скорости, и в том, чтобы продукты, вышедшие с конвейера, дальше бесперебойно отгружались на склады, в торговые сети, к дистрибьюторам - и далее по всей цепи до торговой полки", - подчеркнул он.
Мнение отрасли
По мнению исполнительного директора Союзмолоко, Артема Белова, в рамках проведения пилотного проекта по маркировке молока крайне важно оценить затраты на внедрение системы маркировки, а также ее долю в себестоимости продукции, так как молочная категория относится к социально значимым и спрос на нее сильно зависит от цены и покупательской способности. "Если говорить об объемах, то внедрять систему предстоит около 2 тыс. предприятий, работающих в секторе переработки", - считает он.
С 2016 года в странах Евразийского экономического союза введена обязательная маркировка шуб и меховых изделий. В России также запущены эксперименты по маркировке лекарств (станет обязательной с 2020 года) и сигарет (обязательная планируется с 1 марта 2019 года). К 2024 году в России предполагается создание единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров.
О маркировке
В России с 2016 года введена обязательная маркировка изделий из меха, с 2017 года стартовал пилотный проект по электронной маркировке лекарственных средств и маркировке лекарственных препаратов. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил продлить эксперимент по маркировке лекарств на 2019 года. В январе 2018 года в России запущен пилотный проект по маркировке сигарет.
Для этого используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Оператором системы маркировки товаров стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).