МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Правообладатели и интернет-компании "Яндекс", Mail.Ru Group, Rambler и Rutube подписали антипиратский меморандум, передает корреспондент ТАСС.
Антипиратский меморандум будет действовать до 1 сентября 2019 года, если к этому сроку не будет принят соответствующий закон.
"В результате достаточно длительной работы мы подошли к историческому моменту, когда и производители контента, и распространители контента объединяют свои усилия в борьбе с пиратством", - сказал глава Роскомнадзора Александр Жаров.
"В результате этой работы Рунет станет самым чистым пространством от пиратства в мире", - добавил он.
Роскомнадзор в случае возникающих споров вокруг положений меморандума будет выступать посредником в переговорах сторон. Если спор сторон не будет урегулирован в течение 30 дней, любой подписант может выйти из меморандума.
Срок действия документа истекает 1 сентября 2019 года. Авторы проекта обещают сделать все возможное, чтобы текст меморандума стал основой нового антипиратского законопроекта. При этом, если "такой закон до 1 сентября 2019 года не будет принят, действие меморандума прекращается".
Со стороны правообладателей меморандум подписали Ассоциация "Интернет-видео", Ассоциация продюсеров кино и телевидения, холдинг "Газпром-медиа", ВГТРК, Первый канал и "Национальная медиа группа", СТС Медиа и др.
Глава "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко выразил надежду, что меморандум позволит разрешить огромное количество споров между правообладателями и интернет-компаниями, отметив, что механизм является добровольным.
Гендиректор Первого канала Константин Эрнст подчеркнул, что производители и распространители контента "прекращают воевать и начинают помогать" друг другу. Он добавил, что пользу от меморандума получат не только создатели контента, но и потребители, которые получат легальный контент и "не будут чувствовать себя что-то своровавшими".
Меморандум предусматривает создание антипиратского реестра и внесудебное сотрудничество сторон. Впервые документ предлагался к подписанию в мае 2018 года в рамках Петербургского международного экономического форума главой Роскомнадзора.
Антипиратский реестр, который будет вести Роскомнадзор, по замыслу авторов документа, должен быть создан в течение полугода. До запуска работы реестра будут функционировать онлайн-таблицы, которые заполняются правообладателями и передаются держателю реестра. Администраторы подписавших меморандум интернет-компаний обязуются обращаться к таблицам "каждые пять минут" и в течение шести часов удалять ссылки.
В "Яндексе" в связи с этим отметили, что принципы подписанного меморандума необходимо закрепить в законодательстве, чтобы они заработали в полную силу. Соответствующее мнение высказал операционный и финансовый директор компании Грег Абовский, слова которого приводятся в сообщении "Яндекса".
"Необходимо, чтобы следующим этапом стало закрепление принципов меморандума в законодательстве. Только в этом случае совместно найденное решение сможет заработать в полную силу и стать отраслевым стандартом", - прокомментировал ситуацию Абовский.
По его мнению, закрепленное в меморандуме решение отвечает принципам прозрачности и равноприменимости, которые изначально отстаивал "Яндекс". "Меморандум учитывает интересы не только его подписантов, но и всей отрасли, и мы надеемся, что скоро к нему присоединятся и другие игроки", - добавил Абовский.
Rambler & Co готов поучаствовать в разработке законодательных инициатив по борьбе с пиратством, рассказал операционный директор компании Дмитрий Сергеев. "Мы поддерживаем подписание меморандума и надеемся, что он станет механизмом, который приведет к фундаментальным изменениям в борьбе с пиратами", - отметил он.
По словам Сергеева, компания не является оператором поисковой системы и использует поисковые технологии "Яндекса". "В то же время как крупный дистрибьютор контента в онлайне и офлайне мы несем потери от пиратской деятельности и готовы участвовать в разработке и имплементации последующих законодательных и технологических инициатив, которые необходимы для эффективной борьбы с пиратством", - резюмировал он.
В пресс-службе Mail.ru Group отметили, что уже давно сотрудничают с правообладателями и создателями контента.
"Еще в 2014 году мы подписали меморандум с правообладателями и эффективно боремся с нелицензионным контентом. Для нас подписания еще одного меморандума - шаг на встречу другим участникам рынка, к которым предъявлялись претензии", - уточнили в компании. В Mail.ru Group рассчитывают, что этот меморандум станет "цивилизованным и современным способом решения проблемы пиратства".
Судебные иски к "Яндексу"
Подписание компанией "Яндекс" меморандума по борьбе с пиратским контентом в интернете не означает автоматический отзыв судебных исков холдинга "Газпром-медиа" к поисковику, сообщил в четверг журналистам глава холдинга Дмитрий Чернышенко.
"Подписание не означает [автоматический отзыв судебных исков к "Яндексу"], потому что меморандум должен начать работать, и это понимаем и мы, и "Яндекс <...> Когда убедимся, что работает механизм, заложенный в меморандуме, то и соответствующее решение мы примем", - сказал он, отметив, что до судебных заседаний по заявлению телеканалов холдинга 6-8 ноября время еще есть.
Чернышенко уточнил, что Роскомнадзор выступает держателем меморандума, а модерировать пиратские ссылки, вероятно, будет Медиа-коммуникационный союз. Глава холдинга полагает, что реестр может заработать довольно быстро - в течение трех недель. "Платформа разработана, мы ею пользуемся", - добавил он и выразил надежду, что благодаря меморандуму будет урегулировано огромное количество споров.
В августе Мосгорсуд удовлетворил иски входящих в "Газпром-медиа" телеканалов (ТНТ, ТВ3, 2х2, "Супер"), которые просили обязать "Яндекс" удалить из поисковой выдачи "Яндекс. Видео" пиратские копии сериалов "Домашний арест", "Вне игры", шоу "Мистические истории" и анимационного сериала "Осторожно, земляне".
Во избежание блокировки ресурса Роскомнадзором "Яндекс" выполнил эти требования, хотя заявлял, что считает их необоснованными и неисполнимыми. При этом в "Яндексе" предупредили, что из поисковой выдачи может быть удален и легальный контент "Газпром-медиа". Роскомнадзор снял свои претензии, однако 30 августа в "Газпром-медиа" заявили, что ссылки на пиратский контент холдинга все еще доступны на сервисе "Яндекс. Видео".