Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Счетная палата: Расходование средств ФНБ на инфраструктурные проекты противоречит бюджетному правилу

22 августа 2013, 18:44 UTC+3
Государство занимает на внутреннем и внешнем рынках гораздо больше денег, чем нужно для финансирования дефицита федерального бюджета
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 22 августа. /ИТАР-ТАСС/. Расходование средств Фонда национального благосостояния /ФНБ/ на инфраструктурные проекты противоречит бюджетному правилу. Такое мнение высказал заместитель председателя Счетной палаты Валерий Горегляд в ходе заседания экспертно- консультативной группы, где обсуждались Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов и проблемы госдолга.

"Государство, во-первых, занимает на внутреннем и внешнем рынках гораздо больше денег, чем нужно для финансирования дефицита федерального бюджета. Во-вторых, стоимость этих заимствований, как и прежде, гораздо выше, чем доходность размещения средств ФНБ. Особенно если учесть длительную самоокупаемость инфраструктурных проектов, которые будут профинансированы за счет средств фонда, и высокорисковый характер планируемого размещения до 50 проц средств ФНБ в облигациях российских эмитентов", - заявил он. По его словам, планы, касающиеся расходования средств ФНБ, "фактически входят в противоречие с бюджетным правилом: нормативная величина Резервного фонда достигнет 7 проц ВВП не ранее, чем в конце 2019 года, а до того дополнительные нефтегазовые доходы, по этому правилу, не должны направляться на финансирование инфраструктурных и иных проектов".

По мнению Горегляда, дефицит федерального бюджета, по официальному прогнозу, вырастет с 361,5 млрд рублей в 2014 году до 543,7 млрд рублей в 2016 году. Главным источником финансирования дефицита Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов называют государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а также средства от приватизации федеральной собственности. В структуре привлекаемых средств в будущем году около 70 проц придется на заимствования на внутреннем рынке, отметил в этой связи Горегляд. А в 2016 году их прогнозируемый объем, подчеркнул он, еще возрастет на 28,7 проц, превысив 1 трлн 253 млрд рублей. "Однако емкость рынка внутренних заимствований сам Минфин оценивает в 1 трлн 350 млрд рублей. Существует риск, что эти средства путем размещения на нем государственных ценных бумаг на приемлемых условиях собрать просто не удастся, - подчеркнул он. - То же самое с приватизацией. На 2015 год прогнозируется поступление средств от нее в сумме свыше 445 млрд рублей. Но, например, в прошлом году путем приватизации было привлечено немногим менее 44 млрд рублей, а ожидалось 300 млрд рублей".

Кроме того, напомнил замглавы Счетной палаты, в течение бюджетного цикла 2014-2016 годов предусматриваются заимствования на внешнем финансовом рынке до 7 млрд долларов в год. При этом в Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы указано, что в предстоящий период планируется продолжить следовать стратегии "занимай и сберегай". "Отсюда возникает вопрос о целесообразности размещения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с максимально допустимыми сроками до погашения, особенно если вспомнить о значительных расходах на их обслуживание", - указал Горегляд. По его словам, в 2016 году страна потратит на обслуживание госдолга почти 569 млрд рублей - в 1,4 раза больше, чем в 2013 году.

Особую группу рисков для устойчивости федерального бюджета, считает замглавы Счетной палаты, образуют форсированно растущие долг субъектов Федерации и муниципальных образований, а также консолидированный внешний долг. Первый вырос к 1 января текущего года более чем на 15 проц по сравнению с 1 января прошлого и приблизился к 1 трлн 600 млрд рублей. Причем особую опасность представляют собой форсированный рост коммерческого кредитования этих заемщиков. "Доля банковских кредитов в общем объеме долгов субъектов Федерации приближается к 32,5 проц, - отметил Горегляд. - Сегодня только шесть регионов не должны банкам. Все это создает дополнительные риски дестабилизации не только консолидированного бюджета страны, но и ее банковской системы".

Совокупный внешний долг страны на 1 июля 2013 года составил 703,9 млрд долларов, превысив объем международных резервов России на 37 проц, а без учета средств Резервного фонда и средств ФНБ - в 2,1 раза. В настоящее время 59,4 проц величины совокупного внешнего долга Российской Федерации составляет задолженность корпоративного сектора, из них 43 проц приходятся на государственные компании. "По сути, частично это скрытый форсированный рост внешнего госдолга", - констатировал заместитель председателя СП.

Он подчеркнул, что Счетная палата несколько раз указывала на необходимость создания законодательных механизмов, препятствующих бесконтрольному форсированному росту внешних корпоративных заимствований. "Вкупе с волатильностью рубля и массированным оттоком капитала рост консолидированного внешнего долга грозит ухудшить макроэкономические показатели страны. Не говоря уже об отвлечении средств федерального бюджета на госгарантии по внешним кредитам системообразующих компаний", - заключил замглавы СП.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама