Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Аэропорт Домодедово готовят к продаже до конца года

30 сентября 2013, 19:15 UTC+3
Аэропорт оценивается в диапазоне от 4,5 млрд долларов до 4,7 млрд долларов
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

МОСКВА, 30 сентября /Спецкорр. ИТАР-ТАСС Алина Черноиванова/. Владельцы "Домодедово" вновь ведут переговоры о продаже аэропорта. Очередную попытку передать аэропорт лояльным государству структурам курирует лично президент "Роснефти" Игорь Сечин, говорят четыре источника ИТАР-ТАСС, знакомые с ходом переговоров. Если до конца года владельцы "Домодедово" не пойдут навстречу переговорщикам, аэропорт лишится новой полосы и получит альтернативный топливо-заправочный комплекс /ТЗК/, добавляют два профильных чиновника.

Трехлетние переговоры

Переговоры о продаже аэропорта идут больше трех лет. В 2011 году получить актив пытался бывший спецпредставитель президента по вопросам энергетического сотрудничества Игорь Юсуфов. Он предлагал за блокпакет акций аэропорта 1 млрд долларов, и сделка была практически согласована. В последний момент владельцы "Домодедово" без объяснения причин вышли из переговоров, а в мае того же года вместо продажи российскому партнеру заявили о выходе на Лондонскую биржу, вспоминает источник, близкий к участникам незавершенной сделки.

В рамках сбора заявок от инвесторов перед размещением в Лондоне офшор DME Limited с регистрацией на острове Мэн был назван холдингом, объединяющим активы аэропорта. Владельцем 100% акций компании в документах к IPO назывался Дмитрий Каменщик. Но IPO не состоялось: по одной из версий, аэропорт не собрал достаточного количества заявок по тем ценовым параметрам, на которые рассчитывали владельцы, по другой - выход на биржу требовал детального раскрытия структуры собственности, а Каменщик с партнерами не пошли на раскрытие.

Цена Домодедово

В декабре 2011 года владельцы "Домодедово" вновь вернулись к идее продажи: сбор заявок вел банк Goldman Sachs, и к апрелю 2012 года список потенциальных претендентов сузился до двух - группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и инвестподразделения "Альфа-групп" А1. Бенефициары "Домодедово" предлагали 50% минус 1 акция холдинговой компании, а остальную долю - в доверительное управление с правом последующего выкупа новым владельцем. Но потенциальных покупателей такая схема не устраивала, как и оценка актива. Владельцы аэропорта хотели получить за него более 4 млрд долларов; максимальная оценка покупателей на тот момент - около 3 млрд долларов. В итоге к маю 2012 года аэропорт Домодедово официально объявил, что переговоры о продаже не ведутся.

"Домодедово с тех пор находился в перманентной продаже", - говорит источник ИТАР-ТАСС в одной из структур, претендовавшей на актив ранее. Сейчас переговоры вновь "в активной стадии", добавляет он. "Аэропорт оценивается в диапазоне от 4,5 млрд долларов до 4,7 млрд долларов", - говорит он. Из них около 2,5 млрд долларов приходится на топливо-заправочный комплекс. Выручка Domodedovo Fuel Services по итогам 2012 года составляла около 4,76 млрд рублей /по итогам 2011 года, до вывода в отдельную структуру услуг по заправке топливом, - 11,935 млрд рублей/.

Проблемный для государства аэропорт

Переговоры с проблемным для государства аэропортом / Домодедово - стратегический актив, чьи владельцы до сих пор официально неизвестны/ взял под контроль лично президент "Роснефти" Игорь Сечин, утверждают высокопоставленные источники ИТАР-ТАСС в госструктурах. Непосредственно авиационный бизнес структурам, близким к "Роснефти", не интересен, но он может отойти к аэропортовому холдингу "Новапорт" Романа Троценко. "Троценко - человек Сечина, и хотя сам Троценко уже не особо интересуется аэропортовыми активами, его "Новапорт" наиболее удобная упаковка для "Домодедово" в предполагаемой конфигурации", - поясняет один из источников ИТАР-ТАСС.

В "Роснефти" от комментариев отказались. В пресс-службе "Домодедово" "не подтверждают факт подобных переговоров", в пресс-службе "Новапорта" участие в переговорах с "Домодедово" отрицают. И осведомленный в переговорном процессе источник ИТАР-ТАСС утверждает, что комментарии "Домодедово" и "Новапорта" близки к истине. "Около двух месяцев назад сторонами был подписан меморандум о взаимопонимании по продаже актива, - говорит он. - Но с тех пор сделка зависла, ничего не происходит".

Структуры, лояльные государству, продолжат попытки выкупить аэропорт у Каменщика и партнеров. 3 июля президент Владимир Путин на совещании по развитию Московского авиаузла утвердил предложения по передаче московских аэродромов - Внуково, Шереметьево, Домодедово - в концессию на длительный срок "оператору аэропорта или другой организации, отобранной по конкурсу". Концессионеру предполагается открыть доступ к госгарантиям для привлечения кредитных ресурсов для развития инфраструктуры. В этой ситуации государство должно понимать, с кем именно работает.

Кто является собственником Домодедово

Аэропорт Домодедово 12 сентября официально заявил, что "предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин России Дмитрий Каменщик". Заявление последовало на следующий день после публикации законопроекта о требованиях по раскрытию бенефициаров международных аэропортов. Но Каменщик - не тот переговорщик, с которым хотели бы сотрудничать госструктуры, говорят источники ИТАР-ТАСС.

"Если в ближайшее время владельцы "Домодедово" не вернутся к переговорному процессу, будут запущены другие механизмы воздействия. В частности, уже решено, что в "Домодедово" в любом случае будет построен альтернативный ТЗК на государственной земле. Сейчас Росимущество занимается выделением земли, но известно, что проект будет реализовывать ЛУКОЙЛ", - сообщил ИТАР-ТАСС источник в конкурирующей нефтяной компании и источник, близкий к ЛУКОЙЛу.

"Решение о том, что ТЗК в Домодедово отдадут ЛУКОЙЛу, по сути, сформировалось после керосинового коллапса 2011 года, - говорит источник, знакомый с планами нефтяной компании. - Тогда действующим поставщикам не хватило мощностей, так что решили усилить присутствие ЛУКОЙЛа. Это и в интересах компании, диверсифицирующей свой бизнес". В понедельник также стало известно, что ЛУКОЙЛ планирует построить альтернативный ТЗК и в аэропорте Шереметьево - совместно с партнером TPS Avia group /структура Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько/, выбранным инвестором Северной зоны Шереметьево.

Интерес к проекту альтернативного ТЗК в Домодедово в ЛУКОЙЛе не комментируют.

Домодедово вводят на новую полосу

Новая взлетно-посадочная полоса в ДомодедовоЕще один механизм воздействия на владельцев Домодедово - проект новой взлетно-посадочной полосы. Она должна быть введена в строй в 2016 году взамен ВВП-2, срок эксплуатации которой в 2016 году истекает. Сейчас строительство поставлено под вопрос. В этом году сроки реализации проекта уже сорваны, строительные работы не начнутся, утверждает источник ИТАР-ТАСС в правительственной рабочей группе по развитию Московского авиаузла. В федеральной адресной инвестиционной программе на строительные работы по новой полосе в 2013 году были заложены 2,48 млрд рублей. "Но Росавиация уже сняла госинвестиции с проекта", - пояснил источник в Минтрансе. Из-за неосвоения выделенных бюджетом денег финансирование проекта может быть пересмотрено и на 2014 год, добавляет источник в авиационных властях.

В Минфине говорят, что на данный момент деньги по домодедовскому проекту на 2014 год предусмотрены. "Но здесь - как сочтет Минтранс: ведомство может подтвердить планы на 2014 год или перенести на более поздний срок", - пояснил ИТАР-ТАСС представитель министерства финансов, добавив, что корректировка ФАИП происходит после утверждения бюджета через Минэкономразвития.

"Подпрограмма "Гражданская авиация" будет корректироваться после утверждения проекта федерального бюджета на 2014 и 2015-2016 годы по поручению правительства, - пояснили ИТАР-ТАСС в Минтрансе. - Как правило, это происходит в конце года, в декабре". На данный момент, уточнили в пресс-службе ведомства, предполагается, то реконструкция и развитие "Домодедово" будет осуществляться в соответствии с утвержденной ранее программой.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама