Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Каждый гражданин России, считающий себя патриотом страны, должен хотя бы раз в жизни побывать в Великом Новгороде - Сергей МИТИН

11 октября 2013, 14:30 UTC+3
О вкладе туристской отрасли в экономику Новгородской области рассказал губернатор области
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/Дружинин Алексей

Фото ИТАР-ТАСС/Дружинин Алексей

Вклад туристской отрасли в экономику Новгородской области ежегодно составляет около 6 млрд рублей, или почти 4 процента от валового регионального продукта. О том, почему этого мало и как в регионе рассчитывают на патриотизм россиян, ИТАР-ТАСС рассказывает губернатор Новгородской области Сергей Митин.

- Сергей Герасимович, какова идеология привлечения туриста в Новгородскую область?

Когда мы готовились к празднованию 1150-летия Великого Новгорода в 2009 году, был придуман слоган "Великий Новгород - Родина России".
Идеология привлечения туристов в регион заключается в том, что каждый гражданин России, считающий себя патриотом своей страны, должен хотя бы раз в жизни побывать в Великом Новгороде. Обязан посетить места, связанные с историей зарождения и становления российской государственности, познакомиться с уникальными объектами культурного наследия древней Руси.

Основу предложения Новгородской области на туристском рынке составляют богатейшее историко-культурное наследие, разнообразные природные и рекреационные ресурсы, а также наши событийные мероприятия. Это определяет и виды туризма, которые развиваются в области - культурно-познавательный, рекреационный, активный, экологический.

- Эксперты туристического рынка говорят, что запросы туристов стали меняться. Людям хочется чего-то исконного, аутентичного. Новгородская область может это предложить?

Безусловно! Портрет приезжающего к нам туриста постепенно меняется. Если несколько лет назад в структуре туристского потока области поездки с целью знакомства с культурным наследием составляли почти 70%, то сегодня их доля уменьшилась до 57%. Это объясняется тем, что туристы все чаще едут в Новгородскую область с целью активного и рекреационного отдыха, благодаря чему туризм развивается в районах. В области образовались своеобразные центры притяжения путешественников - в Валдайском, Старорусском, Боровичском, Любытинском, Крестецком, Демянском и других районах. Поэтому другой частью идеологии привлечения туристов в Новгородскую область является отдых на природе вдалеке от крупных мегаполисов с возможностью оздоровления, занятия активными видами туризма, размещения в сельских гостевых домах. Нам важно, что прирост числа туристов достигается за счет посещающих  новгородскую глубинку, районы области.

- Как глава региона, вы привыкли оперировать цифрами, что показывает динамика основных показателей туристской отрасли?

В последние годы сфера туризма объявлена одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Новгородской области. Благодаря этому в последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии туристской отрасли региона. Ежегодно наш регион посещает более 350 тысяч туристов и 820 тысяч экскурсантов, по этому показателю мы находимся на третьем месте по Северо-Западу, динамика роста туристского потока составляет 10-15%.

Мы уже знаем итоги первого полугодия 2013 года. В сравнении с аналогичным периодом 2012 года поток туристов в регион вырос на 20%.

Это хорошие показатели, но если учитывать потенциал Новгородской области - мы точно способны на большее. Главное - осознать себя уникальной территорией и направить все силы на то, чтобы доказать это и россиянам, и иностранцам.

- Турпоток - не единственный показатель, характеризующий развитие отрасли. Как правило, турист для территории “полезен“ тем, что оставляет свои деньги в гостиницах, кафе, музеях и сувенирных лавках. Каков совокупный вклад?

Ежегодно вклад туризма в региональную экономику с учетом вклада в смежные отрасли (туристские компании, средства размещения, учреждения культуры, предприятия питания, транспорта, розничной торговли, связи и т.д.) составляет 5,8 млрд. рублей или 3,8% от валового регионального продукта.

Объем платных услуг в сфере туризма по итогам прошлого года составил 813,2 млн. рублей. По этому показателю наша область занимает пятое место среди 11 регионов Северо-Запада.

Новгородская область от туризма не только берет, но и вкладывает. У нас действует долгосрочная программа “Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012-2014 годы”, общий объем финансирования на весь период действия программы составляет почти 30 млн рублей, по 10 млн. ежегодно. Со следующего года, как того требуют изменения в Бюджетном кодексе, подпрограмма развития туризма войдет в государственную программу “Развитие культуры и туризма Новгородской области на 2014-2020 годы”.

- Что сдерживает развитие отрасли в Новгородском регионе?

Наверное, то, что характерно для большинства российских регионов. Слишком традиционные, предложения, неразвитость инфраструктуры. Кроме того, сегодня возрастает конкуренция среди субъектов, предлагающих схожий туристский продукт. Поэтому каждый регион стремится занять свою нишу на общероссийском рынке туристских предложений. Не остается в стороне и Новгородская область. В последние годы разрабатываются новые туристские программы, сформирован календарь туристских событий, появляются новые проекты и, самое главное, люди, готовые их реализовывать.

Здесь возникает другая проблема - поддержка частных и бизнес-инициатив по развитию туризма на начальном этапе. Предпринимателям в районах, начинающим свое дело в сфере туризма, необходим стартовый капитал для реализации и продвижения своих проектов на рынке. Сегодня у нас есть соответствующие программы, позволяющие в формате государственно-частного партнерства осуществлять софинансирование проектов, предоставлять льготные займы, поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидировать часть затрат на продвижение продукции, осуществление ремесленных видов деятельности и так далее.

Хотя уже упомянул инфраструктуру, все-таки к ней вернусь. Инвестору, приходящему в наш регион для строительства туристских объектов, в первую очередь важно понимать, что имеется на местах, какие затраты потребуются для обустройства, какие условия готова создать местная власть для того, чтобы потенциальному инвестору комфортно работалось на территории Новгородской области. Сегодня благодаря средствам областного дорожного фонда в районах ремонтируются дороги, растет число районов, в которые проведен газ, местные администрации готовят земельные участки под размещение объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры. Работаем.

- В 2009 году Новгородская область совершила прорыв на туристическом рынке не только России, но и Европы благодаря масштабному празднованию 1150-летия Великого Новгорода. Сохранился ли этот эффект спустя четыре года?

Пожалуй, да. Тогда в городе появился ряд проектов, которые по сей день  пользуются успехом у туристов. Мы показываем гостям, например, Троицкий археологический раскоп, на котором обнаружено более 20 городских усадеб X-XV веков, свыше 400 берестяных грамот, а также знаменитая Новгородская Псалтирь начала XI века. Здесь туристы могут совершить путешествие во времени, спуститься по трапу из XXI века в раннее Средневековье, увидеть своими глазами прошлое города, сохранившееся в культурном слое.

Тогда же в поселке Любытино, на северо-востоке области открылся музей живой истории “Славянская деревня X века”. Это воссозданный комплекс жилых и хозяйственных построек, известных по материалам археологических раскопок. Находится на территории подлинного древнего селища. Туристам любопытно, как жили на самом деле древние славяне - низкие потолки, помещения без окон, незатейливая, но сытная еда…

Новое слово для нас в сфере событийного туризма - проект “Путешествие во времена Новгородского веча”, он проходит прямо в Новгородском кремле. Четырехчасовая программа со спектаклем, мастер-классами по народным промыслам, трапезой - ежегодно это мероприятие посещает несколько тысяч туристов.
Отрадно, что в последние годы количество проектов растет, особенно в районах Новгородской области.

- А как соединить древнюю историю и современность?

В последнее время Новгородская область делает ставку на развитие событийного туризма. Модные течения, связанные с реконструкцией, у нас очень популярны, они привлекают много молодежи со всей России. Одним из новых проектов в этой сфере стал международный фестиваль средневековой музыки и ратного мастерства “Княжая братчина”. Приезжают музыкальные коллективы и клубы исторической реконструкции из России и ближнего зарубежья. Фестиваль проходит в исторических декорациях: в 2012 и 2013 годах он проводился в Новгородском кремле, в Батецком районе у Шум-горы, на Рюриковом городище, а в следующем году фестиваль пройдет в поселке Любытино, о котором я рассказывал. Кстати, в этом году в Любытинском районе был заложен первый камень на месте строительства горнолыжного комплекса “Любытино-Слалом”, который будет функционировать круглогодично. Ожидается, что первых посетителей комплекс примет уже следующей зимой.

Отмечу, в Новгородской области развивается сельский туризм. В 2012 году в деревне Ильмень Новгородского района открылся клуб загородного отдыха, где к услугам туристов - веревочный парк, площадка для игры в пейнтбол, прокат квадроциклов и много других форм активного отдыха. Это комплексный бизнес-проект, который активно развивается и, учитывая хорошее местоположение клуба в 20 км от Новгорода рядом с озером Ильмень, у этого объекта большие перспективы.

На сегодняшний день Правительство Новгородской области реализует планы по созданию в регионе двух туристских кластеров: в Великом Новгороде, на знаменитом Рюриковом городище и в Старой Руссе, а также особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Окуловском районе. Это крупные инвестиционные проекты, которые требуют серьезных бюджетных и частных вливаний. Реализация подобных проектов позволит не только повысить туристский поток в Новгородскую область, но и будет способствовать росту вклада туризма в основные показатели социально-экономического развития региона за счет большей продолжительности пребывания и числа возвращающихся в область туристов
 
Беседовала Юлия Генерозова.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама