23 декабря 2013, 11:54

Россия подала иск к Евросоюзу по энергокорректировкам в рамках ВТО

AP Photo

"Мы считаем, что ЕС нарушает соглашение ВТО по антидемпингу. Это наносит ущерб российским экспортерам", - отметили в Минэкономразвития

МОСКВА. 23 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Россия подала иск к Евросоюзу по энергокорректировкам. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.

"Сегодня подавали иск. Сначала мы подаем запрос на консультации. В течение 60 дней мы должны провести консультации. То есть примерно до конца февраля, грубо 23 февраля, мы должны будет провести консультации", - сказал он.

Медведков пояснил, что если стороны не смогут договориться, то Россия имеет право перейти к следующей стадии разрешения споров - к формированию панели арбитров, которые будут решать этот вопрос.

При этом, как отмечается в материалах МЭР, первый раунд консультаций может состояться уже после новогодних каникул.

По словам представителя МЭР, суть претензий России состоит в том, что при антидемпинговых процедурах ЕС учитывает в издержках российских предприятий, которые связаны с закупкой электроэнергии или газа при производстве товаров, не российские, а европейские цены, которые существенно выше, и на основании таких оценок обвиняет Россию в демпинге.

"Мы считаем, что ЕС нарушает соглашение ВТО по антидемпингу. Это наносит ущерб российским экспортерам", - сказал он, добавив, что такой подход несправедливо дает Евросоюзу право автоматически обвинять РФ в демпинге из-за более низких внутренних цен на ресурсы.

Что касается иска России против ограничений, установленных третьим энергопакетом Евросоюза, то Медведков отметил, что иск пока готовится, но в этом году он подан не будет. Он пояснил, что Россия не связывает два этих иска и подача последнего не будет связана с разрешением спора по энергокорректировкам.

Подготовка иска по третьему энергопакету

В начале декабря 2013 года  министр экономического развития России Алексей Улюкаев сообщил, что Россия готовит иски к Евросоюзу против ограничений, установленных третьим энергопакетом, а также против применения ЕС энергетических корректировок при проведении антидемпинговых расследований против российских товаров.

По данным МЭР, до 2002 года ЕС при проведении антидемпинговых процедур против российских товаров не учитывал, как это требуют правила международной торговли, цены продаж российских производителей на внутреннем рынке. Считая Россию страной с нерыночной экономикой, ЕС определял факт демпинга на основе сравнения российских экспортных цен с ценами продаж на внутреннем рынке в третьих странах. Такой подход наносил серьезный ущерб российским экспортерам и противоречил обязательствами ЕС по соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года. В соответствии с этим соглашением ЕС должен был применять антидемпинговые меры в соответствии с требованиями ГАТТ и учитывать естественные конкурентные преимущества российской экономики, включая доступ к дешевому сырью.

Предоставив в 2002 году России статус страны с рыночной экономикой, ЕС, тем не менее, продолжал применять в отношении российских экспортеров несправедливый подход при определении демпинга, применяя так называемые энергетические корректировки. Цены, по которым российские экспортеры закупали газ или электроэнергию, не принимались во внимание при расчете стоимости товара - вместо этого ЕС использовал более высокие цены на энергию в других странах, не обладающих доступом к ресурсам. Такой подход автоматически переводил российские предприятия в категорию нарушителей правил торговли, а вводимые против них антидемпинговые пошлины существенно ограничивали или делали невозможным их экспорт на рынки ЕС. Эта политика осуществляется до сих пор.

Антидемпинговые меры ЕС

В период с 1995 по 2012 год ЕС ввел против российских экспортеров 17 антидемпинговых мер, большинство из них было применено с нарушением международных правил. Ущерб для российских производителей удобрений, ферросплавов, труб, других изделий из стали, алюминиевой фольги достигал сотни миллионов долларов в год.

В МЭР добавляют, что несправедливая антидемпинговая практика ЕС была предметом обсуждения на многочисленных экспертных консультациях, на практически всех встречах на высшем уровне, в судах ЕС, однако не привела к изменению позиции нашего основного торгового партнера. "В условиях, когда другие способы урегулирования этой проблемы оказались исчерпанными, обращение к процедурам ВТО является вынужденной, но необходимой мерой для восстановления нормальных условий торговли с ЕС", - заключили в министерстве.

Третий энергетический пакет ЕС представляет собой свод норм по обеспечению конкуренции на европейском энергетическом рынке. Он, в частности, предусматривает обязательное требование о независимом управлении транспортной энергетической инфраструктурой, такой как трубопроводы, которые не могут находиться в собственности энергоконцернов, занимающихся добычей и производством энергоресурсов. "Газпром" в настоящее время проводит переговоры о возможном исключении из третьего энергопакета газопровода Opal.

Защита интересов российских производителей

В начале октября президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с деловыми объединениями запустить в рамках ВТО процедуры защиты интересов российских производителей на зарубежных рынках.  Еще одной важной проблемой глава государства обозначил усиление протекционистских мер в мировой торговле, с которыми сталкивается РФ. "Ряд стран продолжают субсидировать своих производителей и поддерживать их иными способами, причем фактически в обход норм ВТО, - отметил Путин. - В качестве примера приведу энергокорректировки, используемые Еврокомиссией при проведении антидемпинговых расследований в отношении российского экспорта, а также пресловутый третий энергопакет, квотирование поставок сельхозпродукции и тарифную политику в отношении железнодорожных перевозок через территорию некоторых стран ЕС".