Петербургский международный газовый форум – 2016

С 4 по 7 октября 2016 года на площадке конгрессно–выставочного центра «Экспофорум» пройдет VI Петербургский международный газовый форум — одно из ключевых ежегодных мероприятий отрасли. На одной площадке соберутся крупнейшие бизнес–игроки российского рынка и компании–мировые лидеры нефтегазовой отрасли, представители российских государственных структур, международных отраслевых союзов и организаций.

Проект подготовлен по заказу организаторов VI Петербургского Международного Газового Форума

Интервью

Денис Осадчий: как заинтересовать иностранца российским ноу-хау

"Мы изначально хотели, чтобы Петербургский газовый форум стал местом, где российским оборудованием и технологиями интересуются уже европейские компании, а не наоборот," - говорит руководитель форума
© ООО "ЭкспоФорум-Интернэшнл"

С 4 по 7 октября в Санкт-Петербурге проходил уже шестой по счету газовый международный форум, который в этом году посетили несколько тысяч представителей крупных российских и иностранных нефтегазовых корпораций и производителей оборудования. Из года в год мероприятие становится все более многочисленным, увеличиваются площади и количество выставочных стендов, где компании демонстрируют передовые технологии в основном российского производства. В этот раз форум посетили глава "Газпрома" Алексей Миллер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, а также главы ряда крупнейших международных нефтегазовых компаний, таких как Shell, CNPC, OMV, Uniper, Wintershall, Engie, BASF. О планах на следующий год, а также об итогах форума в интервью ТАСС рассказал его руководитель Денис Осадчий.    

- В этом году газовый форум проводится уже в шестой раз. Как вы оцениваете его проведение с учетом сложной экономической ситуации, в которой находится страна? Удалось ли вам достичь тех показателей, которые вы планировали?

- Да, действительно, уже при планировании форума в 2015 году мы понимали, что этот год будет тяжелый, кризисный, что Россия находится под санкциями, поэтому не закладывали такие объемы. Конечно, мы надеялись на рост форума и делали все для того, чтобы он развивался, но когда летом поняли, каких масштабов мероприятие нас ожидает, даже слегка вздрогнули. Но удивлены мы были приятно. Форум продолжит расти и дальше, и уже сегодня нашими гостями стали представители 36 стран.

- А каких, расскажите поподробнее?

- Максимальное количество участников приехало из Европы - речь идет делегациях из Германии, Италии, Голландии, Португалии, Польши. Кроме того, делегатами форума стали представители США, Турции, Мексики, Алжира, Бахрейна, Южной Кореи, Японии. Даже представители Австралии добрались до Петербурга! География представленности действительно огромна, мы охватили все континенты.

- Участники уже оставили первые отзывы о форуме?

- Вот только сейчас, убедившись, что форум работает так, как и было запланировано, мы начинаем подводить первичные итоги и собирать отзывы. Пока могу сказать одно: самые многочисленные из присутствующих делегаций, от Италии и Германии, уже проявили свой интерес к форуму в следующем году. Кроме того, некоторые делегации готовы расширять свое присутствие - представители Австрии, Франции и других. Соответствующие переговоры уже были проведены.

Говоря об участии, мы имеем в виду не только выставку, но и конгресс, потому что самое важное для нас - это серьезная деловая программа. Когда на форуме выступают серьезные спикеры международного уровня, статус мероприятия автоматически повышается - его авторитетность растет уже не за счет усилий команды организаторов, но за счет состава спикеров.

- Учитывая интересы "Газпрома" на Востоке, в частности в Китае, и большое количество встреч с японцами по газовой тематике, планируете ли вы в следующем году более масштабное участие этих двух стран в форуме?

- Мы уже начали активные переговоры - в этом году к нам приехала китайская делегация, представители Южной Кореи, Японии и Индии - все они вживую увидели размер форума. На пленарном заседании выступали представители Китайской национальной корпорации (CNPC), и мы надеемся, что в следующем году размеры делегаций этих стран существенно увеличатся.

- Для иностранцев была организована какая-то культурная программа?

- Конечно, мы предусмотрели экскурсионную программу, и в этом году она стала обширнее по сравнению с прошлым годом.  Вот сегодня, например, делегация Международного газового союза посетила Кронштадт, Морской собор и ряд технологических объектов. А коллеги из Международного делового конгресса сегодня поедут на экскурсию в один из питерских пригородов - город Пушкин. Также "Газпром" организовал великолепный благотворительный вечер в Академической филармонии - на него были приглашены практически все международные делегации. Это был интересный вечер в культурных традициях Санкт-Петербурга.

- Если вернуться к статистике, то как вы могли бы оценить количество посетителей форума в эти дни?

- Мы предполагаем, что в первый день газовый форум посетили порядка 4 тыс. делегатов, а более 1 тыс. представителей компаний присутствовали на выставочной экспозиции. С учетом остальных павильонов, возможно, более 10 тыс. Это были как делегаты-специалисты, так и представители компаний, которые работают на выставках. Безусловно, первый день был максимально наполненным, далее количество посещений уменьшилось, думаю, в последующие дни на площадке находились не менее 3 тыс. делегатов. Это связано с тем, что в эти дни проводились более профильные сессии и мероприятия, где обсуждаются более узкие вопросы.

- А сколько среди посетителей было иностранцев?

- Иностранцев, именно делегатов, - около 250 человек. А с учетом участников выставок и специалистов, которые приехали, думаю, мы можем смело назвать цифру в 500 человек. И это только предварительные данные, поскольку большинство делегаций и представителей принимали решение об участии в форуме уже в последние дни, когда появлялись серьезные новостные поводы и опубликовывалась информация на сайтах информационных агентств о различных подписаниях и мероприятиях. Финальную статистику по количеству посетивших форум иностранцев мы получим уже после его окончания.

- А как, по-вашему, количество российских и иностранных делегатов в следующем году увеличится или останется примерно на том же уровне?

- Думаю, количество иностранных и российских участников существенно увеличится. Однако более значительного прироста мы ожидаем именно по иностранным участникам. Хотя газовая отрасль и обширна, но количество компаний, поставляющих продукцию для газовой отрасли, и самих газовых компаний ограничено. Мы понимаем, что пока еще не охватили весь рынок и все компании, но надеемся, что в следующем году это удастся исправить и увеличить общее количество делегатов.

- Да, я весьма удивился, не встретив на форуме представителей НОВАТЭКа, "Роснефти" и ряда других компаний.

- Мы работаем в направлении их привлечения, и работаем активно. Наш форум проходит при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и в этом году впервые за все годы существования форума на нашем мероприятии присутствовали как министр промышленности и торговли, так и замглавы Минэнерго. Мы надеемся, что этот показатель подтолкнет данные компании принять решение участвовать не только в конгрессе (они приезжают на конгресс в качестве делегатов), но еще и в выставке.

- Сейчас в газовой отрасли одним из самых актуальных вопросов стала тематика сжиженного природного газа (СПГ). В частности, НОВАТЭК строит завод "Ямал-СПГ", а на Сахалине работает завод "Сахалин Энерджи", принадлежащий в том числе "Газпрому". Вы как-то планируете продвигать эту тему в дальнейшем?

- СПГ - это вообще одна из моих любимых тем. У нас в рамках форума была конференция по СПГ, правда, там больше обсуждалось газомоторное топливо, но, надеюсь, в следующем году, с учетом количества запроектированных и запланированных к строительству заводов, мы уделим теме больше внимания. Мы понимаем, что интерес западных партнеров и компаний к этим вопросам также растет. Доставка обычного газа не всегда удобна по трубам, поэтому есть мнение, что будущее газовой отрасли именно за СПГ.

- Вновь возвращаясь к статистике, сколько соглашений было подписано в ходе форума и примерно на какую сумму?

- Информация о заключении открытых для прессы контрактов уже прошла по СМИ - это и подписание "Газпрома" с ЧТПЗ, и соглашение с Салаватским катализаторным заводом. Был также подписан специнвестконтракт. Что касается сумм, то мы о них, безусловно, не осведомлены. Как и об общем количестве заключенных контрактов - больше подписывалось закрытых соглашений, контрактов с производителями, а не инвестиционных, как, например, на Сочинском форуме.

- В какую сумму сейчас обошлось проведение форума? Она больше или меньше по сравнению с предыдущими годами?

- Я могу сказать, что безусловно больше, но, к сожалению, точную сумму пока не могу назвать.

- А в следующем году финансирование форума увеличится?

- Форум - это коммерческий проект: мы зарабатываем, продавая выставочную площадь и различные опции для делегатов. В затратах не скупимся, чтобы сделать действительно красивое и статусное мероприятие. Поэтому из года в год, увеличивая количество делегатов и выставочных площадей, мы практически соизмеримо увеличиваем затраты.

- Вы занимаетесь организацией форума уже в третий раз. Расскажите, как происходила эволюция форума и что изменилось прежде всего?

- Самое главное, что нам удалось за это время: мы показали, что Петербургский международный газовый форум - это интересное, нужное и статусное мероприятие, смогли создать бренд, максимально продвинули понимание важности присутствия на этом мероприятии. С 2014 года мы прошли путь от небольшого количества интересных профильных мероприятий до выставки нынешнего масштаба с присутствием большого количества иностранных делегаций и статусных VIP-персон. По количеству участников, стендов и занимаемой площади мы выросли больше чем в 2,5 раза. Если в 2015 году у нас было 80-90 участников, то сейчас их 200. Стендов чуть меньше, потому что появились коллективные экспозиции, например Кореи, Италии, Пермского края.

- В следующем году вы планируете проводить форум примерно в тех же числах, в начале октября?

- Ориентировочно да, но мы попробуем развести по времени проведения два статусных мероприятия - ведь в этом году Сочинский форум и Петербургский международный газовый форум шли друг за другом. Из-за этого многие участники не смогли до нас доехать. Сейчас мы пытаемся общаться с организаторами Сочинского форума, понять, какие у них планы на следующий год. Возможно, если бы мероприятия так не совпали, мы могли и премьер-министра Дмитрия Медведева увидеть на нашей площадке. Планируем пригласить его к нам и в следующем году.

- Что можно ждать от выставки в 2017 году, чем вы собираетесь удивлять?

- Во-первых, я уверен, что она удивит участием большого количества международных нефтегазовых корпораций на площадке. Во-вторых, продолжением нового уникального проекта - "Импортозамещение в газовой отрасли", запуск которого вы видели на газовом форуме. С учетом государственной политики по замене импортных технологий и оборудования отечественными аналогами и подхода крупных корпораций к этому процессу есть шанс, что в течение года может быть сделан серьезный прорыв в этой области, который будет представлен уже на следующем форуме.

Сейчас мы хотим объединить два блока: мировые нефтегазовые корпорации и крупные европейские игроки с одной стороны и российские производители, которые смогут продемонстрировать свои ноу-хау - с другой.

Собственно, это и было одной из наших целей. Мы изначально хотели, чтобы Петербургский международный газовый форум стал местом, где российским оборудованием и технологиями интересуются уже европейские компании, а не наоборот.

Поделиться:

Павел Завальный: эффект от реформы налогообложения в нефтянке проявится через 2-5 лет

Интервью с председателем комитета Госдумы по энергетике, главой Российского газового общества
© Стоян Васев/ТАСС

Новый налоговый режим в нефтяной отрасли может заработать не ранее 2018 года, а результаты нововведения будут видны не ранее чем через 3-5 лет. Об этом в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного газового форума рассказал председатель комитета Госдумы по энергетике, глава Российского газового общества Павел Завальный. 

- Как вам форум и чего вы ждали от участия в нем?

- Я принимал участие в форуме не первый раз. Могу сказать, что уровень организации и самого форума, и выставки, которая его сопровождает, от года к году растет, и очень заметно. В этом году представлены 36 стран, более 3 тыс. участников. Присутствуют практически все лидеры мировой газовой отрасли. Плюс в рамках развития импортозамещения в мероприятии участвуют российские машиностроительные, научные предприятия. Нам есть, чем гордиться. Если 30 лет назад мы строили газопроводы в рамках соглашений "газ в обмен на трубы", то сегодня  поставка всей номенклатуры трубной продукции - это на 100% отечественное производство. 

Более того, нынешняя продукция отличается от той, что мы закупали тогда. Раньше это были трубы на 75 атмосфер давления и требующие пленочной изоляции, а сейчас мы сами производим трубы на 120 атмосфер, большого диаметра и в заводской изоляции, в том числе для морской прокладки, бетонированные трубы и т. д. Сегодня мы обеспечиваем себя практически всем, в чем нуждается современная газовая отрасль в добыче, транспорте и распределении газа.

Какие ожидания от форума? 80% результатов любого подобного мероприятия - это обмен информацией, новые знакомства, дискуссии. Дискуссии этого форума ведутся по самым актуальным темам и на очень высоком уровне. Например, было заседание рабочей группы по импортозамещению в ТЭК с участием министра промышленности и торговли Дмитрия Мантурова и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. Подводили итоги и обсуждали дальнейшее развитие, потому что эти программы из года в год будут только набирать обороты. Здесь у нас все происходит по принципу "русские долго запрягают, но быстро едут". Раньше по программам импортозамещения велось много разговоров, но мало делалось. Сегодня, наоборот, разговоров меньше, больше дела.

Что касается моей программы на форуме, я модерировал круглый стол по развитию внутреннего рынка газа. Газ в балансе энергопотребления нашей страны занимает более 50%, а в европейской части России - более 70%. Треть всего газа в России потребляет электроэнергетика, поэтому вопрос развития рынка газа, вопрос образования цены требует обсуждения, особенно в свете либерализации рынка, которая потребует определенной реструктуризации отрасли.

- Форум проходит с участием европейских газовых компаний. Вы ожидаете роста спроса в Европе на российский газ?

- Конечно. Европа имеет критическую зависимость от импорта российского газа на фоне значительного падения собственной добычи. Все последние годы производство там падает, а потребность в газе растет. Сегодня в энергобалансе Европы доля потребления составляет 25%, и она будет расти. Понятно, что Европа должна где-то взять этот газ. Взять безопасно, надежно. К сожалению, этой кооперации мешают геополитические проблемы, которые возникли в последние годы.

Но бизнес, особенно в Германии, понимает бесперспективность конфронтации, а также меньшую конкурентоспособность других поставщиков газа по сравнению с Россией. Россия обладает самыми крупными в мире запасами газа, развитой инфраструктурой, за последние 40 лет она доказала, что является надежным поставщиком и нацелена на продолжение энергетического сотрудничества. Бизнес это понимает и нам доверяет. Вот один из участников панельной дискуссии, представитель австрийской OMV, сказал, что бизнес строится на доверии, а доверие зарабатывается многолетним сотрудничеством и только это является основой для перспективы сотрудничества. Это ключевые слова, и такое доверие есть между Россией и компаниями, тем же "Газпромом" и западными партнерами.

- Рынок газа тесно связан с нефтью. В частности, цена на газ зависит от стоимости барреля. Недавнее заявление ОПЕК о том, что экспортеры заморозят добычу, повлияет на цены?

- Конечно. Любое решение ОПЕК, даже предполагаемое, влияет на цены. Рынок нефти же еще и спекулятивный, как, собственно, и валютный, поэтому любая информация или даже слухи о запасах газа в Америке влияют.

Объемы торгов фьючерсными контрактами превышают в 8-9 раз объем физических поставок, поэтому, конечно, любые слухи, любые решения, в том числе о заморозке добычи нефти, будут влиять на перспективу предложения и, соответственно, на цену. И это уже происходит. Мы видим, что последнюю неделю (после заявления ОПЕК о намерении ограничить добычу. - ТАСС) цена на нефть устойчиво превышает $50 за баррель.

- Вопрос как к законодателю: чем отличаются взгляды Минфина и Минэнерго по новой налоговой системе в нефтяной отрасли? Когда они придут к согласию?

- Минэнерго играет больше на стороне нефтяных компаний. Оно же отвечает за устойчивое развитие энергетики, превышение, скажем так, разведки над текущей добычей, обеспечение текущего и перспективного спроса на энергоресурсы. А Минфин отвечает за наполнение бюджета, текущего и перспективного. Разные немножко задачи, возникает конфликт интересов.               

Конечно, обязаны договориться. Думаю, в ближайшее время, тем более что есть поручение президента рассмотреть законопроект в эту сессию. Комитет по энергетике назначен соисполнителем, так что мы будем активно участвовать в поисках оптимальной, взаимодополняющей подходы модели. Наша задача - создание системы, улучшающей экономику проектов таким образом, чтобы при снижении удельного налогообложения одной тонны добытой нефти увеличивался общий объем добычи нефти и, соответственно, объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

- Какие реальные сроки ввода новой налоговой системы?

- Я надеюсь, мы осенью примем закон по НДД в каком-то виде, но действовать он реально начнет с 2018 года.

В 2017 году система не успеет заработать, это инерционный процесс. Если даже закон вступит в силу с 1 января следующего года, то результаты применения нового режима можно будет увидеть не раньше 2020 года.

Дело в том, что нововведения предполагают определенные условия для эксплуатации, разработки месторождения. Нефтяные компании должны все посмотреть, посчитать, перейти на этот налоговый режим, при этом, скорее всего, все это будет носить добровольный характер. И потом, у нас налоговый период - один год, то есть они должны заявиться за год до введения. Поэтому даже если в 2017-2018 году они перейдут на НДД, то результаты мы сможем увидеть только через два-три года, а то и через пять лет. Вот тогда и можно будет понять, как это отразится на добыче, поступлении налогов и так далее в перспективе.

- Дополнительные изъятия в нефтяной сфере в размере 200 млрд руб., которые предлагает Минфин, как отразятся на отрасли?

-  Такие решения, на мой взгляд, нужно принимать очень аккуратно, обсуждая их с отраслью. Задача  дополнительно нагрузить налогами нефтяную отрасль, чтобы сбалансировать бюджет 2017 года и на перспективу, понятна. С одной стороны, это необходимо, и нефтяники тоже понимают, что для обеспечения развития экономики в будущем надо помочь государству сейчас. С другой - нельзя допустить, чтобы увеличение налогообложения привело к сокращению инвестиций в нефтянке, а впоследствии и к уменьшению добычи. Здесь надо найти золотую середину.

Поделиться:

Анатолий Голомолзин: цена на бензин должна быть гибкой

О том, какие шаги сейчас предпринимаются в сфере госрегулирования топливного рынка, заместитель главы ФАС рассказал в интервью ТАСС во время Петербургского международного газового форума
© Александр Щербак/ТАСС

Цена автомобильного топлива традиционно является одной из самых обсуждаемых и острых тем в нашей стране. Вопрос справедливости стоимости бензина и дизеля волнует многих, но недовольство в основном высказываются в адрес вертикально интегрированных компаний, производящих и реализующих топливо. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин считает, что нельзя во всем винить нефтяные компании, так как цена бензина складывается из ряда факторов и формируется в том числе исходя из решений властей. Одним из методов справедливого ценообразования он назвал введение практики гибкого, плавающего акциза, который бы менялся в зависимости от конъюнктуры рынка. О том, какие шаги сейчас предпринимаются в сфере госрегулирования топливного рынка, Анатолий Голомолзин рассказал в интервью ТАСС во время Петербургского международного газового форума.

- Анатолий Николаевич, в эту пятницу состоится правительственная комиссия ТЭК под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. Какие вопросы планируете поднимать?

- Повестка заседания касается рынка нефтепродуктов, в частности, планируется обсудить реализацию четырехсторонних соглашений по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

- Как вы оцениваете реализацию соглашений?

- Модернизация НПЗ идет с выдерживанием сроков, иногда с отклонениями, но в целом сроки и параметры сохраняются. Однако есть некоторые проблемы, которые связаны с рисками снижения инвестиционной активности. Это произошло из-за того, что, когда планировалось подписание этих соглашений, в них закладывались определенные планы, закрепленные, кстати, законом, по динамике налоговых обязательств. Вместе с тем эти обязательства постоянно пересматривались, размер акцизов постоянно менялся в сторону увеличения.

- В результате могут ли быть перенесены сроки модернизации НПЗ?

- Модернизация НПЗ и сделанные инвестиции в объеме около 1 трлн руб. уже позволили с 1 июля 2016 года перейти на выпуск всего топлива с высшим, 5-м классом экологичности в объемах, полностью обеспечивающих потребности внутреннего рынка. И на перспективу до 2020 года мы продолжим контроль выполнения соглашений. Но проблема в том, что инвестиционные возможности сокращаются, поскольку компании не получили обещанного снижения акцизов. Нет у них и возможности переложить бремя акцизов на потребителей, которые в текущих экономических условиях не способны покупать топливо по большей цене. Все эти годы цены на топливо менялись темпами, близкими к темпам инфляции. В этих условиях нефтяники вынуждены пересматривать (сокращать) инвестиционные программы, иногда неоднократно в течение года.

Это проблемы не только для компаний, но и для экономики страны в целом. Поэтому мы и предлагаем ввести гибкие акцизы (на бензин и дизель. - ТАСС), которые менялись бы ежемесячно, так же как НДПИ и пошлины, по установленным законом правилам. В рамках налогового маневра вклад пошлин в уровни и динамику цен сократился, а акцизов - вырос. Поэтому мы будем эту тему поднимать во время обсуждения реализации четырехстороннего соглашения.

Повторюсь, если бы все три налога - НДПИ (или другой налог, который может обсуждаться ему на смену), пошлина, акциз - менялись бы по долгосрочным правилам, увязанным с конъюнктурой рынка, то компании лучше бы понимали, как им развиваться. От этого выигрывает вся экономика России.

- Обсуждали ли это предложение с компаниями? Они поддерживают эту инициативу?

- Да, и продолжаем обсуждать. Они эту идею понимают, но их пугает очередная попытка менять акцизы. Боятся, что обсуждение прогрессивного налогообложения может закончиться плохими для них решениями. Сама идеология им понятна, они ее сторонники.

- Каковы дальнейшие шаги ФАС по введению гибких акцизов?

- Мы полагаем, что они будут приняты. Когда-то бензиновый кризис 2008-2010 годов заставил согласиться с обсуждавшимся до этого много лет предложением ФАС по снижению периода мониторинга для изменения пошлин с трех до одного месяца. В результате в дополнение к фискальному и защитному механизму пошлины стали иметь регулирующий характер. Текущая экономическая ситуация заставляет нас принимать гибкий механизм изменения акцизов. Мы свои предложения в этой части вновь будем формулировать и предлагать.

- Когда внесете в правительство?

- Я думаю, само решение и сроки его исполнения могут быть приняты по итогам обсуждения на правительственной комиссии по ТЭК. Во всяком случае мы это предложение будем озвучивать.

ФАС и газ

- Независимые производители газа выражали недовольство проведением пилотного проекта по либерализации цен на газ. Рассматривала ли ФАС их позицию, оправданы ли их опасения?

- Сектор независимых производителей газа во многом развивается в России благодаря постоянной поддержке ФАС России. Это касается и недискриминационного доступа к трубе, повышения прозрачности деятельности естественно-монопольной деятельности "Газпрома", в том числе в рамках принятых ФАС стандартов раскрытия информации, возможности для независимых операторов работать в условиях свободного ценообразования и многих других. Закон "О газоснабжении" и постановление правительства по основам ценообразования обязывают нас делать шаги по дальнейшей либерализации.  

Цель пилотного проекта как раз в том, чтобы учесть интересы всех и каждого. В частности, те два пилотных проекта, по которым нам удалось договориться с региональными властями: Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ - в этих регионах в рабочих группах есть представители всех независимых производителей, а также покупателей газа. Перечень регионов может быть расширен.

Перед нами стоит задача, чтобы все проблемы и опасения изначально были проговорены и осознаны. Если есть риски - их можно нивелировать. Если есть выгоды - их надо всем показать и получить. У нас нет задачи решить проблемы одних компаний за счет других. Мы хотим, чтобы от дальнейшей либерализации выиграли и эффективно работающие поставщики газа, и потребители. Если емкость рынка газа будет постоянно устойчиво расти, это будет мерилом обеспечения баланса интересов всех его участников.

- Независимые операторы считают, что прежде, чем приступать к пилотам, нужно реализовать и другие решения президентской комиссии по ТЭК по либерализации, которые были бы не только в интересах "Газпрома".

- ФАС была в числе тех ведомств, которые занимались подготовкой материалов к заседанию комиссии. Многие из наших предложений были в итоге поддержаны на этом высоком уровне. Все пункты президентской комиссии либо исполняются, либо уже исполнены. Например, решением президентской комиссии был предусмотрен запуск биржевой торговли газом. Мы уже вышли на 2 млрд кубометров газа в месяц, а к концу года рассчитываем на не менее 3 млрд кубометров газа. Таким образом, с выходом на ликвидные торги природным газом это поручение будет исполнено в полном объеме. То же самое касается и других (поручений в рамках президентской комиссии по ТЭК. - ТАСС).

- Продолжится ли в 2017 году тенденция к росту биржевой торговли газом?

- В 2017 году, скорее всего, продолжится и затем будет находиться на уровне, который соответствует устоявшейся системе договорных отношений. К примеру, на рынке нефтепродуктов при параметре ликвидности торгов в 10% от объема поставки на внутренний рынок фактическая поставка составляет порядка 17%.

Для нас как для антимонопольного органа важны также и качественные изменения в системе биржевых торгов: в дополнение к ежемесячным торгам развивается ежесуточная торговля. По итогам сентября 1,8 млрд кубометров приходилось на поставки на месяц вперед, а 0,2 млрд кубометров - на поставки на сутки вперед. В перспективе их доли могут выровняться, а может, ежесуточные торги начнут превалировать. Важной является работа по созданию системы коммерческой балансировки газа, увязывающая параметры торгов биржевого рынка и сектора прямых, в том числе долгосрочных, контрактов.

Эти и другие меры оптимизируют работу рынка в целом, постоянная его донастройка ведется в рамках Биржевого комитета, который также во исполнение президентского поручения был образован тремя ключевыми экономическими регуляторами: ФАС России, Банком России, ФНС России. Работа на регулярной основе осуществляется совместно с СПбМТСБ, участниками газового рынка.

- Когда будет подписан совместный приказ с Минэнерго по обязательным торгам газом и нефтью на бирже?

- Речь не об обязательных торгах. Периодически от неполного понимания возникают неверные интерпретации на эту тему. В том числе этот вопрос обсуждался на согласительном совещании в Минэнерго России. Приказ касается параметров торгов, которые обеспечивают их ликвидность. Для тех, кто постоянно участвует в биржевых торгах, есть понимание антимонопольного законодательства: компании, соблюдающие установленные приказом параметры, не могут быть обвинены антимонопольным органом в установлении монопольно высоких цен. Приказ направлен на то, чтобы определить, при каких условиях цена становится рыночной. Только об этом и идет речь.

Что касается сроков, то это должно было произойти полтора года назад. ФАС России документ давно подписан, по моим ожиданиям, он также будет подписан и Минэнерго уже в ближайшие дни.

 - Какой будет индексация тарифа на транспортировку газа с 1 января?

- Этот вопрос уже один раз рассматривался, когда выносился на совещание в правительстве. Первоначально "Газпром" предлагал существенную индексацию, которая многократно превышала темпы инфляции, независимые компании против этого возражали. Мы проанализировали документы, и в итоге "Газпром" вышел к нам с предложением проиндексировать на 2%. В соответствии с протоколом совещания в правительстве с 1 января решение может быть принято и вступить в силу.

- Как вы считаете, индексация должна быть выше или ниже этих 2%?

- В каких параметрах - это уже вопрос дальнейшего обсуждения.

- Будет ли повышен порог объема продаж газа на бирже для "Газпрома"?

- Мы считаем, что порог в 17,5 млрд кубометров нужно либо отменить, либо существенно повысить. На совещании между ФАС России и "Газпромом" достигнуто взаимопонимание, что компания может обеспечить торговлю не менее 3 млрд кубометров в месяц, а это не менее 36 млрд кубометров в год.

- Когда вы планируете подготовить свое предложение по порогу и внести его в правительство?

- Мы уже его готовим, в этом году точно внесем в правительство.

- Мы были свидетелями бурной дискуссии о либерализации экспорта газа для независимых производителей. Планирует ли ФАС какие-либо инициативы по этому вопросу?

- Дискуссия продолжается. Мы являемся сторонниками этой меры. Многое с начала дискуссии уже изменилось. Наверное, вы помните, что одно время не хотели либерализовать экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ), но это было сделано. Затем это произошло в отношении сжиженного природного газа (СПГ), и мы полагаем, что есть возможности для дальнейшего расширения либерализации СПГ.

 Следующий этап - это сетевой газ. Этот вопрос обсуждается в контексте создания равных возможностей для всех участников рынка. Действительно, только "Газпром" имеет возможность экспортировать сетевой природный газ. Но при этом "Газпром" обеспечивает надежность и безопасность газоснабжения в целом по Российской Федерации. В отличие от независимых производителей он также снабжает потребителей по регулируемым ценам (тарифам).

По мере продвижения процессов по дерегулированию оптовых цен на газ, которые мы готовим в рамках пилотных проектов, условия деятельности "Газпрома" и независимых операторов будут выравниваться. Все больше становится и оснований для либерализации экспорта сетевого газа. Это возможно в разных форматах, как в рамках концепции единого канала, так и в рамках более полной либерализации.

Без переплаты в регионах

- Глава ФАС говорит, что национального роуминга в России быть не должно. Как вы считаете, насколько это реально осуществить и когда национальный роуминг может исчезнуть? Насколько это отдаленная перспектива?

- Обсуждались проблемы так называемого внутрисетевого роуминга (когда абонент одного оператора перемещается в другой регион и использует сеть этого же оператора) и национального роуминга (когда абонент одного оператора перемещается в регион, где нет сети этого оператора и для оказания услуг связи используется сеть другого оператора).

Проблемы внутрисетевого роуминга обусловлены технологическими особенностями и особенностями организации трафика, в том числе обязательствами прохождения трафика по сетям операторов связи. Эту проблему мы давно предлагаем решить таким образом, чтобы трафик ходил свободно, а не только через те сети, которые, так сказать, назначены. Когда трафик идет через сети, которые назначены в обязательном порядке, у операторов всегда возникают дополнительные издержки. Это, может быть, и было причиной возникших проблем. Практически по всей стране проблемы внутрисетевого роуминга решены операторами путем предоставления соответствующих тарифных опций.

Сложности сохраняются в очень ограниченном числе случаев, например в Норильске. Там проблема связана с технологией и ограничением в инфраструктуре. Других регионов в стране, где бы существовали острые проблемы внутрисетевого роуминга, нет.

Но есть регионы, где представлены не все операторы. Даже Москва была до недавнего времени таким регионом - здесь работала только "большая тройка" (МТС, "Мегафон", "Вымпелком". - ТАСС), а четвертый оператор должен был пользоваться их сетями, чтобы его абоненты, находясь в Москве, могли звонить. Здесь возникает тема национального роуминга, которая решается урегулированием межоператорского взаимодействия.

Были проблемы во взаимоотношениях федеральных операторов связи с местными операторами в Крыму (они выставляли очень высокие цены абонентам, находящимся в роуминге в регионе. - ТАСС), но было вынесено предупреждение и проблемы урегулированы. Сейчас абоненты федеральных операторов связи, путешествующие по Крыму, получают в национальном роуминге тарифы на условиях либо таких же, либо очень близких к условиям на всей территории РФ.

Для региональных операторов вопросы национального роуминга дополнительно обсуждаются как в Крыму, так и в других регионах страны, где у этих операторов нет собственных сетей. Получая услуги в национальном роуминге, абоненты не должны чувствовать каких-либо неудобств и отличий по сравнению с получением услуг от домашнего оператора связи в регионе его присутствия. Эта задача будет решена в ближайшей перспективе.

- Достаточно ли сейчас делает Google для выполнения предписаний ФАС и остается ли актуальным штраф в размере 438 млн руб.?

 - Штраф назначен, это постановление обжалуется в суде. В какой мере Google исполнил предписание - сейчас этот вопрос рассматривается в рамках административного расследования. В установленный срок уведомление об исполнении предписания компания не направила, поэтому сейчас проводится административное расследование для того, чтобы понять, в какой мере было исполнено соответствующее предписание ФАС. В течение, может быть, пары недель ситуация будет более понятна: компания должна представить соответствующую информацию.

По земле и в небе

- Если перейти к теме транспорта, ожидаете ли вы создание второго лоукостера в России?

- Затрудняюсь сказать, потому что мои коллеги сейчас занимаются авиаперевозками, я больше занимаюсь вопросами методологии тарифообразования и ценообразования. В соответствии с "дорожной картой" по конкуренции в стране должно быть не менее двух лоукостеров либо компаний, которые работают в формате лоукостеров.

Скажем, раньше "Трансаэро", не будучи лоукостером, тем не менее на ряде маршрутов работала в режиме лоукостера, то есть это односалонная компоновка, пониженные цены и ограниченный набор услуг низкостоимостного оператора. Некоторые операторы периодически пытаются в таком режиме работать. В том числе такая ситуация возникала, когда чартерные авиакомпании, ориентированные прежде всего на международный рынок, из-за сокращения сферы их деятельности были вынуждены переориентироваться на внутренний рынок и начали оказывать услуги, по формату похожие на режим лоукостера. Потребность в таком сегменте рынка существует, поэтому неизбежно предложения такого рода появятся в том или ином виде.

- На ваш взгляд, это будет просто крупная компания, которая в рамках своей структуры создаст лоукостер, или возможно появление отдельного лоукостера?

- Хотелось бы, чтобы условия конкуренции развивались. Предпочтительней, когда на маршрутах присутствует большее количество компаний, потому что чем больше компаний, тем больше условий конкуренции, и уход такого большого игрока, как "Трансаэро", в этом смысле определенные проблемы для пассажиров создал и по внутренним, и по международным направлениям. Когда ситуация подправится, за счет чего, смогут ли региональные или другие компании эту нишу занять - это вопрос времени.

- Как вы относитесь к идее предоставить РЖД право повышать грузовые тарифы на 25% в рамках тарифного коридора?

- Я затрудняюсь к этой идее отнестись влет, она достаточно свежая, но могу сказать про другое. Мы сейчас обсуждаем вопрос организации перевозки нефтеналивных грузов в регулярном сообщении в условиях рыночного ценообразования, когда несколько перевозчиков будут конкурировать между собой по соответствующим ниткам графика, и давать покупателям, которые купили продукт на бирже - на бирже мы сейчас продаем нефтепродукты в режиме равномерности и регулярности, а железнодорожная перевозка затем в таком режиме не осуществляется.

Для того чтобы перевезти груз, нужно подать заявку в РЖД, РЖД ее рассмотрят, в течение какого-то непрогнозируемого срока до 45 дней она может быть удовлетворена. И когда ваш груз с НПЗ прибудет на место потребления нефтепродукта, поскольку рынок нефтепродуктов подвижный, ситуация может качественно измениться. Вы купили товар по одной цене, а на месте реализации он может оказаться дороже или дешевле, то есть для вас эта ситуация непредсказуемая.

Сейчас нефтяников и регуляторов не устраивает то, как работает железнодорожный транспорт. Поэтому мы совместно с биржей готовим соответствующий пилотный проект: как сделать так, чтобы рынок работал в режиме свободного ценообразования. Там, возможно, будут колебания цен, но они будут синхронизированы, скорее всего, с колебаниями цен на площадке. В каких диапазонах - вопрос обсуждаемый. Очевидно, в диапазонах, приемлемых для всех участников рынка.

- Каким может быть приемлемый механизм гибкого изменения цен?

- Мы всегда относимся к ситуации исходя из анализа рынка. Например, если есть условия для конкуренции, есть у потребителя возможность выбора, то зависящие от волеизъявления потребителей колебания цен могут быть достаточно широкими. Например, работает система динамического ценообразования на пассажирском железнодорожном транспорте, когда цены меняются в зависимости от загрузки поезда: если загрузка низкая, то и цена низкая, загрузка высокая - цена выше. Чем более заблаговременно вы покупаете билет, тем ниже цена, чем ближе к поездке - тем выше. Перед самой поездкой она может вновь снизиться в зависимости от загруженности поезда.

В рамках динамического ценообразования цены могут меняться в достаточно широком диапазоне, но самое главное - насколько это приемлемо для клиентов. И когда мы такую систему внедряли на пассажирском транспорте, то критерием оценки такого механизма ценообразования было то, будет ли рост объемов перевозки пассажиров. Если рост есть, значит, мы приняли правильное решение, при том что в целом по железнодорожному пассажирскому транспорту объемы перевозок падали, в системе динамического ценообразования они росли до 10% в год. Это значит, что потребители своими деньгами за это проголосовали.

Поэтому если мы говорим об аналогичной ситуации на грузовом транспорте, это должно быть следующим образом: должны существовать возможность выбора и условия конкуренции. И тогда, если грузоотправители готовы платить такую цену и при этом итоговый объем перевозок возрастет, то, наверное, этот метод ценообразования мог бы иметь право на существование. Но в таком грубом виде - дайте нам право и мы будем повышать - с большой долей вероятности можно сказать, что это не будет работать. Поскольку, чтобы это работало, должна быть система, которая позволяет реагировать на ситуацию, в том числе потребителю.

- Нужно получить дополнительные данные от РЖД?

- Хотелось бы, чтобы РЖД предлагали создавать и развивать коммерческую инфраструктуру рынка, в которой ценообразование будет гибким, максимально удовлетворять спрос. Чтобы конкуренция развивалась в тех сегментах, где это возможно. Нужны предложения по новым технологиям перевозки в грузовом сообщении, которые приводят к росту объемов грузоперевозок и привлекательны для грузоотправителей.

Например, есть сегмент регулярного грузового сообщения - контейнерные перевозки с Дальнего Востока в центр и на северо-запад страны и обратно. Прирастает этот сегмент в последние пять лет примерно на 15-30% в год. При этом регулярное грузовое сообщение стоит дороже, чем перевозки по заявкам, потому что это дополнительное качество услуги. Но потребители готовы платить, потому что они понимают, что за приемлемый срок (7-11 дней) они гарантированно по расписанию получат перевозимые товары (запчасти, продукты питания, бытовые товары и т. д.). Потребитель получил другое качество услуги и готов за него платить.

- При каких условиях и возможен ли рост грузовых тарифов РЖД с учетом накопленного опыта в других сферах?

- Ответ на вопрос, возможен ли рост тарифа, прост. В обмен на дополнительное качество услуги он приемлем, а в обмен на пожелание дополнительных доходов, ничем больше немотивированное - не очевиден. Поэтому только предварительно организованная система хозяйственных отношений может работать в такой ситуации. Но к этому надо подходить подготовленно.

Либерализация в сфере природного газа возможна, но для этого надо сделать то, о чем мы говорили выше. На рынке нефтепродуктов свободное ценообразование применяется успешно. Но для этого еще во время бензинового кризиса 2008, 2010 годов была выстроена соответствующая инфраструктура рынка, развита биржевая торговля. Для нефтяных компаний заданы параметры торговой политики и других, и все понимают, что и как нужно делать. В авиации мы сейчас делаем индикаторы цен сопоставимых маршрутов и будем их скоро публиковать на регулярной основе, чтобы была возможность сопоставить один маршрут с другим и понять, дорого это или нет.

Когда появляется такая коммерческая инфраструктура, то появляется возможность достигать баланса интересов. На железной дороге мы такие механизмы реализовывали на пассажирском транспорте. Пока нельзя сказать, что есть удовлетворительные предложения по ценообразованию в грузовом железнодорожном секторе. Есть большое поле для работы.

Поделиться:

Новости

"Лукойл" и "Газпром" намерены сотрудничать в разработке двух месторождений в НАО

Ранее член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов заявлял, что компания рассчитывает начать добычу на Лаявожском и Ванейвисском участках не ранее 2025 г.
© AP Photo/Valentina Petrova

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 октября. /ТАСС/. "Лукойл" и "Газпром" ведут переговоры о сотрудничестве при разработке Лаявожского и Ванейвисского месторождений, заявил журналистам в кулуарах Петербургского международного газового форума вице-президент "Лукойла" Илья Мандрик.

"Ведем переговоры", - сказал он.

Ранее сообщалось, что "Лукойл" готов принять участие в разработке Лаявожского и Ванейвисского участков совместно с "Газпромом". При этом о факте ведения переговоров известно не было.

На Петербургском международном экономическом форуме член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов заявлял, что компания рассчитывает начать добычу на Лаявожском и Ванейвисском участках не ранее 2025 г. По его словам, уровень стабильной добычи будет составлять 10 млрд кубометров в год.

"Газпром" 15 июня стал победителем аукциона на право пользования участками недр на обоих месторождениях. Заявки на месторождения также подавали "Роснефть" и "Лукойл-Коми".

Лаявожское месторождение (запасы по С1+С2 - 9,8 млн т нефти, 140,1 млрд кубомеров газа) открыто в 1971 г., Ванейвисское (6,5 млн т нефти и 85,2 млрд кубометров газа) - в 1974 г.

Поделиться:

"Газпром" подписал меморандум с Shell по маркетинговой модели Балтийского СПГ

Сотрудничество компаний включает газопровод Nord Stream 2, расширение завода СПГ на Сахалине и обмен активами
Александр Медведев
© Сергей Фадеичев/ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 октября. /ТАСС/. "Газпром" подписал меморандум с Shell по маркетинговой модели Балтийского СПГ, заявил заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, выступая Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге.

"По Балтийскому СПГ вчера был подписан меморандум с Shell по маркетинговой модели", - сказал он.

Медведев отметил, что также выделены объемы газа для "Северного потока - 2".

"Северный коридор, который кратчайшим путем соединяет наши месторождения Бованенково с северо-западом России для удовлетворения спроса в регионе и экспортных потребностей как в трубном газе", - сказал он.

Проект "Балтийский СПГ" обсуждается в контексте глобального партнерства "Газпрома" и нидерландско- британской Shell. Сотрудничество компаний включает газопровод Nord Stream 2, расширение завода СПГ на Сахалине и обмен активами, в результате которого российская монополия рассчитывает получить позиции в СПГ на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Балтийский СПГ" предполагает строительство в районе морского порта Усть-Луга крупного завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 10 млн т в год с возможностью расширения до 15 млн т. Ввод завода в эксплуатацию планируется на декабрь 2021 г.

Поделиться:

Nord Stream 2 в 2017 г. подаст оставшиеся заявки на разрешение строительства газопровода

К настоящему времени подан первый запрос к властям Швеции
© Юрий Белинский/ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 октября. /ТАСС/. Компания Nord Stream 2 - оператор проекта газопровода "Северный поток - 2" - подаст в начале следующего года оставшиеся заявки на разрешение для строительства, сообщила на Петербургском международном газовом форуме представитель компании Ирина Васильева.

"График проекта, реализовано ТЭО (технико-экономическое обоснование - прим. ред.), начаты исследования, подан первый запрос на разрешение строительства в Швеции. Остальные заявки в других странах - Германия, Дания, Финляндия, Россия - будут поданы в начале следующего года. Ведется выбор подрядчиков по основным материалам и работам", - сказала она.

Васильева напомнила, что десять дней назад начались поставки труб большого диаметра с заводов в Выксе и Челябинске. "В ближайшее время начнутся поставки с заводов в Германии. До начала строительство больше половины труб должно быть обетонировано. Работа уже начата", - отметила представитель компании.

Ранее "Газпром" и его европейские партнеры (Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall) направили заявку на создание СП по "Северному потоку - 2" германскому и польскому антимонопольным регуляторам. Германия одобрила это решение, а польский регулятор высказал возражения. В частности, отмечалось, что создание СП может привести к ограничению конкуренции. Позднее компании отозвали заявку, поданную в польское ведомство.

Для планирования, строительства и эксплуатации двух ниток морского газопровода "Северный поток - 2" создана швейцарская Nord Stream 2 AG. В настоящее время "Газпрому" принадлежит 100-процентный пакет акций этой компании.

"Северный поток - 2" предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Планируется, что он будет введен в строй к концу 2019 года. Капитальные затраты в проект оцениваются в 8 млрд евро, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования - в 9,9 млрд евро.

Поделиться:

Минпромторг выделил 1,3 млрд руб. на создание оборудования для разведки шельфа

За счет разработки отечественной морской техники предполагается снизить зависимость от импортного оборудования
© Юрий Смитюк/ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 октября. /ТАСС/. Минпромторг выделил 1,3 млрд руб. на создание в 2016-2017 годах производства оборудования для сейсмической разведки на нефтегазовых месторождениях российского шельфа. Об этом на Петербургском международном газовом форуме сказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

"По шельфовому направлению: на 2016-2017 годы выделено 1,3 млрд руб. на приоритетные проекты по созданию принципиально нового российского оборудования для сейсморазведки", - сказал он.

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин пояснил, что ожидаемый результат от реализации этой программы будет заключаться в снижении зависимости от импортного оборудования, создании отечественных средств сейсморазведки и практической реализации программы импортозамещения. Вице-премьер обратил внимание, что в России имеются собственные проектанты, которые занимаются созданием морской техники для работы на шельфе.

По его словам, есть договоренность, что Минпромторг займется созданием Совета главных конструкторов по судовому оборудованию.

Поделиться:

На развитие газомоторного транспорта в 2017-2019 гг. может быть выделено 9 млрд руб.

По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, министерство поддерживает предложение "Газпрома" о продлении субсидирования программы развития такого транспорта
Глава Минпромторга Денис Мантуров
© Артем Геодакян/ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 октября. /ТАСС/. Программа закупки газомоторной техники в 2017-2019 гг. может быть просубсидирована из бюджета РФ в объеме от 3 до 3,5 млрд руб. ежегодно. Об этом сообщил журналистам в кулуарах Санкт- Петербургского Международного газового форума глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

"Мы исходим из того, что это 3-3,5 млрд руб. по году на протяжении ближайших трех лет", - сказал министр, отвечая на вопрос о том, какой объем средств может быть выделен на эти цели.

По его словам, Минпромторг поддерживает предложение "Газпрома" о продлении субсидирования программы развития газомоторного транспорта в России.

Мантуров также отметил, что министерство предложило внести изменения в правила предоставления средств в рамках этой программы - субсидии предлагается выделять не субъектам федерации, а напрямую производителям транспорта на газовом топливе.

Сегодня, по словам министра, на газомоторном топливе в России передвигаются около 100 тыс. автомобилей из 45-миллионного парка в целом.

Поделиться:

Лидеры мирового газового рынка встретятся в Петербурге

С 4 по 7 октября на площадке "Экспофорум" состоится VI Петербургский Международный газовый форум - одно из крупнейших мероприятий нефтегазовой индустрии
© Руслан Шамуков/ТАСС

В форуме примут участие около 3 тыс. человек - представители органов государственной власти, зарубежных и российских промышленных корпораций, академики, руководители профильных вузов и научно-исследовательских институтов.

В этом году традиционно пройдет Международный конгресс специалистов нефтегазовой индустрии, в рамках которого запланировано 50 мероприятий - конференций, круглых столов, семинаров-совещаний. Эксперты и аналитики обсудят актуальные темы, среди которых мировые тенденции и государственная политика в газовой отрасли, ключевые аспекты использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива, пути развития систем автоматизации, сервис и инфраструктура для отрасли, энергоэффективные технологии.

Деловую программу откроет пленарное заседание "Газовая отрасль: энергетическая основа мировой экономики" с участием председателя правления ПАО "Газпром" Алексея Миллера, председателя правления компании Uniper Клауса Шефера, представителей компаний OMV и Gasunie.

Обсуждение современных тенденций и направлений российской и мировой газомоторной индустрии пройдет на Газовом форуме в новом формате. В этом году в рамках Международной конференции по развитию рынка газомоторного топлива состоится ряд прикладных сессий с участием представителей федеральных и региональных органов власти, ведущих российских и зарубежных производителей. Эксперты смогут подробно обсудить перспективы применения газомоторного топлива, а также поделиться опытом, представив мировые практики и успешные реализованные за рубежом и на территории нашей страны бизнес-проекты.

Важной частью форума станет Молодежный день, который пройдет при поддержке Международного делового конгресса. Молодежный день - крупная информационная и дискуссионная площадка, где влиятельные эксперты, молодые лидеры крупнейших международных энергетических компаний и представители академического сообщества собираются для обсуждения новых векторов развития газовой отрасли и карьерных возможностей будущих специалистов.

Конгрессная программа дополнится обширной выставочной экспозицией, которая на площади 25 тыс.кв. м объединит три международных отраслевых выставки: "InGAS Stream - Инновации в газовой отрасли", "Газомоторное топливо" и "РОС-ГАЗ-ЭКСПО", где будут представлены новейшие разработки и перспективные проекты всей технологической цепи газовой отрасли.

Поделиться:

В "Экспофоруме" обсудят мировые тенденции в нефтегазовой отрасли

С 4 по 7 октября площадка конгрессно-выставочного центра объединит крупнейшие международные проекты, специализирующиеся на вопросах нефтегазовой индустрии
© Сергей Коньков/ТАСС

В рамках Петербургского Международного газового форума состоится V Международный конгресс специалистов нефтегазовой индустрии, где запланировано 50 мероприятий - конференции, круглые столы, семинары-совещания с участием представителей федеральных и региональных органов власти, производителей, а также ведущих российских и зарубежных экспертов. Участники обсудят мировые тенденции и государственную политику в отрасли, пути развития систем автоматизации, сервис и инфраструктуру, а также поделятся опытом, представив мировые практики и успешные реализованные бизнес-проекты на территории нашей страны.

Конгрессная программа форума дополнится обширной выставочной экспозицией, которая на площади 25 тыс. кв. м объединит три международные отраслевые выставки: "InGAS Stream - Инновации в газовой отрасли", "Газомоторное топливо" и "РОС-ГАЗ-ЭКСПО", где будут представлены новейшие разработки и перспективные проекты.

Одновременно на площадке "Экспофорума" пройдет значимое для нефтегазовой отрасли событие - Международная специализированная выставка и конференция Offshore Marintec Russia, посвященное судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа. Этой теме также будет посвящен Петербургский международный энергетический форум - одна из лучших дискуссионных площадок ТЭК.

Новейшие технологии представит VIII Международная специализированная выставка "Энергосбережение и энергоэффективность. Инновационные технологии и оборудование" и XIV Международная специализированная выставка по теплоэнергетике "Котлы и горелки".

Консолидация на одной площадке таких значимых и крупных отраслевых проектов позволит значительно расширить возможности всех участников, повысить эффективность обсуждения основных вопросов развития нефтегазовой отрасли и увеличить байерский потенциал мероприятий.

Поделиться:

Перспективы российского рынка природного газа обсудят в Санкт-Петербурге

В рамках ПМГФ 4 октября состоится круглый стол "Рынок природного газа России: проблемы и перспективы развития", модератором которого выступит президент НП "Российское газовое общество" Павел Завальный
© Петр Цырендоржиев/ТАСС

Учитывая сложившуюся ситуацию в мировой и российской экономике, необходимо рассматривать российский внутренний рынок природного газа как важный фактор социально-экономического развития страны в целом. Требуется формирование новых рыночных взаимоотношений производителей и потребителей, учитывающих необходимость рационального использования природного газа.

По оценке специалистов, в России имеется ресурсный и технический потенциал, позволяющий обеспечить существенное увеличение поставок газа на внутренний рынок. Основой для расчетов и прогнозов развития стоит принять прежде всего перспективное потребление газа и реализацию программ по энергосбережению. Однако для более детальной проработки основных задач необходимо организовать работу с крупными потребителями и определить, какие объемы газа будут реально востребованы на средне- и долгосрочную перспективу, а также экономические условия, обеспечивающие платежеспособный спрос на газ.

Важным шагом на пути решения этих вопросов станет круглый стол "Рынок природного газа России: проблемы и перспективы развития". В ходе мероприятия участники обсудят стимулирование потребления газа, новую тарифную политику ФАС России, переход к рыночному ценообразованию на газ, проблемы газификации, энергосбережение, снижение энергоемкости отраслей промышленности, межтопливную конкуренцию и другие важные темы.

Экспертным мнением поделятся заместитель директора департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики Российской Федерации Максим Лобанов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, заместитель генерального директора по реализации газа ООО "Газпром межрегионгаз" Игорь Дмитриев, начальник Управления отраслевых программ ОАО "Газпром газэнергосеть" Анатолий Ким, директор департамента маркетинги и реализации газа ОАО "НОВАТЭК" Алексей Мельников, генеральный директор ОАО "ФосАгро" Андрей Гурьев, председатель Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Ренат Акчурин и многие другие. 

Поделиться:

На форуме представят лучшие кейсы по развитию рынка газомоторного топлива

Обсуждение современных тенденций и направлений российской и мировой газомоторной индустрии пройдет на Газовом форуме в новом формате
© Пресс-служба Петербургского Международного Газового Форума

В этом году в рамках Международной конференции по развитию рынка газомоторного топлива состоится ряд прикладных сессий с участием представителей федеральных и региональных органов власти, производителей, а также ведущих российских и зарубежных экспертов. В ходе конференции участники проанализируют основные факторы развития отрасли в разных странах, законодательные аспекты рынка, продемонстрируют перспективные проекты.

Тема использования природного газа в качестве топлива для транспорта обсуждается на протяжении многих лет. Являясь одной из лидирующих стран мира по запасам и производству природного газа, Россия занимает лишь 20-е место в мире по количеству потребителей газомоторного о топлива. В ходе конференции участники проанализируют основные факторы развития отрасли в разных странах, обсудят расширение газомоторной инфраструктуры России, законодательные аспекты рынка, продемонстрируют перспективные проекты в области создания газозаправочной сети на территории Российской Федерации. 

Международным опытом по использованию природного газа и созданию условий для роста рынка газомоторного топлива поделятся партнеры форума − Национальный газомоторный консорциум Италии (NGV Italy), а также представители Shell, ANIGAS, ANFIA и другие.

Последние разработки и достижения в отрасли продемонстрируют участники из Кореи - KANGV (Корейская национальная газомоторная ассоциация). На форуме будут представлены такие ведущие корейские компании, как ILJIN Composites, TK-FUJIKIN, HYOSUNG, HAMI TECH. 

Поделиться:

Конференция по истории газовой индустрии пройдет в рамках форума

Она приурочена к 70-летию создания Единой системы газоснабжения
Первая установка по подготовке газа и газового конденсата на Карачаганакском газоконденсатном месторождении, 1994 год
© Алексей Поддубный/ТАСС

Основной темой конференции станет история создание Единой системы газоснабжения. С докладом "ЕСГ СССР - 70 лет" выступят ветераны отрасли: профессор, д. т. н. Борис Лейбович Кривошеин, заслуженный работник газовой промышленности Юрий Николаевич Кузниченков, президент Международного Шуховского фонда Леонид Михайлович Штерн.

В этом году впервые в рамках конференции пройдет круглый стол, на котором будут обсуждаться проблемы обучения, карьерного и творческого роста молодежи в инженерном деле. Мероприятие пройдет под лозунгом: "Делаем историю своими руками, но извлекаем уроки и используем опыт предыдущих поколений" и соберет студентов, выпускников, преподавателей вузов и специалистов газовой отрасли.

Кроме того, к программе мероприятия приурочен просмотр художественного фильма режиссера Максима Воронкова "Под полярной звездой" о тружениках газовой отрасли в Заполярье. В фильме снимались народные артисты Сергей Баталов, Василий Мищенко, Виктор Степанов и другие.

 

Поделиться:

Фотогалерея

Миллер: "Газпром" ожидает роста мирового потребления газа через 15 лет на 30%

По оценке компании, в течение ближайших 25 лет среднегодовые темпы роста потребления газа в мире будут в 3,5 раза выше, чем жидких углеводородов и угля

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 октября. /ТАСС/. "Газпром" ожидает роста мирового потребления газа через 15 лет на 30% - с 3,5 трлн кубометров в настоящее время, заявил глава компании Алексей Миллер, выступая на Петербургском международном газовом форуме.

"Мы будем наблюдать устойчивый рост мировой торговли газом. По нашей оценке, в течение ближайших 25 лет среднегодовые темпы роста потребления газа в мире будут в 3,5 раза выше, чем жидких углеводородов и угля. И, таким образом, буквально через 15 лет объем мирового потребления газа вырастет на 30%. Напомню, что сегодня мировое потребление газа составляет около 3,5 трлн кубометров газа в год", - сказал он.

Миллер отметил, что наблюдается тенденция глобализации рынка газа, и партнеры "Газпрома" внесут в нее вклад, так как имеют глобальные энергетические стратегии.

"На двусторонних встречах компании их уже обсуждают, и в рамках форума такое обсуждение продолжится в том числе и по конкретным проектам, которые будут способствовать тому, чтобы рынок стал глобальным. Для этого необходимо создавать новую газотранспортную инфраструктуру. "Газпром" в этом направлении делает очень много, и всем известны наши проекты на севере и на юге. И потребители газа должны приветствовать, что компании и "Газпром" инвестируют огромные средства, чтобы природный газ был доставлен потребителю", - добавил Миллер.

Глава "Газпрома" напомнил, что в настоящее время в Европе Германия занимает первое место по объему потребления газа, а буквально в самое последнее время темпы роста поставок российского газа на немецкий рынок резко увеличились.

"Прошлый год был рекордным, эта тенденция продолжается в 2016 году. В этом году будет установлен новый рекорд, и Германия останется лидером по потреблению нашего газа", - подчеркнул он.

При этом возможный потенциал роста потребления газа в Китае Миллер оценил в 1 трлн кубометров. Он отметил, что "Газпром" намерен поставлять в Китай 38 млрд кубометров в год в течение 30 лет. Однако потенциал китайского рынка гораздо выше, так как доля газа в топливном балансе страны в 4 раза ниже, чем в среднем по миру.

Миллер считает, что, когда уровень газовой генерации в Китае достигнет трети, это потребует плюс 330 млрд кубометров газа в год, если добавить к этому коммерческий сектор, то это потребует еще 550 млрд кубометров.

"Сложили все цифры и получили триллион кубов. Задача заключается в том, что есть очень масштабный емкий рынок. Будет решать эти вопросы с помощью газа. И газ будет одним из важных ключей решения этих проблем", - резюмировал глава "Газпрома".

Поделиться: