Командир и бортинженер экипажа МКС открыли люки и начали второй в этом году выход в открытый космос

20 августа 2012, 19:39 UTC+3
Экипаж переместит грузовую стрелу, запустит научный микроспутник и установит противометеороидные панели
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

КОРОЛЕВ /Московская область/, 20 августа. /ИТАР-ТАСС/. Командир экипажа МКС-32 Геннадий Падалка и бортинженер Юрий Маленченко начали второй в этом году выход в открытый космос по российской программе.

"В 19:37 мск Падалка и Маленченко открыли люки стыковочного отсека "Пирс" и начали внекорабельную деятельность /ВКД/", - сообщили корр.ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/. Россияне должны проработать в безвоздушном пространстве почти 6,5 часов.

Космонавты должны были открыть люки в 18:40 мск, однако их выход в открытый космос задержался в связи с проверкой герметичности переходных люков между модулем "Пирс" и переходным отсеком служебного модуля "Звезда".

На борту станции действия коллег страхуют россиянин Сергей Ревин, астронавты НАСА Джозеф Акаба, Сунита Уильямс и астронавт японского космического агентства ДжАКСА Акихико Хосидэ. В целях безопасности они разделились на две группы: первые двое перешли на российский модуль "Поиск" /МИМ-2/, чтобы в случае необходимости иметь доступ к своей "спасательной шлюпке" /кораблю "Союз ТМА-04М"/,  а Уильямс и Хосидэ перебрались на американский сегмент, откуда можно добраться до корабля "Союз ТМА-05М".

Работы во время ВКД сегодня предстоит много. Первым станцию покидает Падалка. Маленченко включится в работу следом за своим напарником. Покинув станцию, он перейдет к такелажному узлу стрелы, которую предстоит переместить с "Пирса", отсоединит ее от поручня, после чего Падалка с помощью этой стрелы переместит коллегу на модуль "Поиск" /МИМ-2/, где расположена другая грузовая стрела. Затем Маленчено выступит в качестве оператора "подъемного крана" - переместит груз вместе с напарником с "Пирса" на функционально-грузовой блок "Заря", где переносимую стрелу установят на такелажной точке для манипулятора американского сегмента. Эта операция проводится с целью освободить от полезного оборудования "Пирс", который в дальнейшем будет отстыкован от МКС и затоплен в Тихом океане, пояснили в ЦУП.

Закончив "перенос грузов", Падалка и Маленченко свернут обе рабочие стрелы в положение хранения, после чего вернутся к выходному люку. Космонавты извлекут из него специальный гермоконтейнер, куда "запечатают" снятую по дороге съемную кассету /СКК-2/ с образцами конструкционных материалов, которые несколько месяцев экспонировалась в открытом космосе.

Разобравшись с кассетой, Падалка и Маленченко приступят к запуску микроспутника "Сфера", с помощью которого ученые смоделируют падение космических объектов на Землю /эксперимент "Среда МКС"/. Проверив ориентацию космического аппарата, космонавты, использовав специальное пусковое устройство, отправят спутник в космос. Затем ученые с помощью наземных средств будут измерять параметры орбиты "Сферы" в течение всего времени ее нахождения на орбите /от трех месяцев до двух лет, в зависимости от текущих параметров атмосферы/.

Переместившись к рабочему отсеку служебного модуля "Звезда", Падалка и Маленченко установят там пять противометеороидных панелей, которые усилят защиту станции от метеоритных атак. А со стыковочного отсека "Звезды" космонавты демонтируют один из трех контейнеров "Биориск-МСН", установленных за бортом станции в августе прошлого года. В специальных контейнерах в жестких условиях открытого космоса выживают бактерии и грибы. Исследования существования живых организмов в открытом космосе поможет решить важную для будущих межпланетных перелетов проблему планетарных карантина и защиты, подчеркнула руководитель эксперимента "Биориск-МСН" Наталья Новикова. Не исключено, что в ближайшее время ученые смогут найти ответ на вопрос о том, возможна ли доставка живых объектов на другую планету и не нарушит ли это эволюционное развитие местной экосистемы. "Не менее важно, с точки зрения жителей Земли, понять, могут ли быть доставлены на Землю микроорганизмы с других планет или побывавшие в космосе земные микроорганизмы, которые могут мутировать", - отметила ученый.

Если останется время, Падалка и Маленченко еще установят на "Пирсе" подкосы выносного рабочего места, которые придадут выходному устройству большую устойчивость.
Завершив работу в открытом космосе, космонавты около часа ночи во вторник переместятся внутрь станции и закроют люки.