Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Глава Минэкономразвития: За реализацию инвестпроектов нужно назначать персональных ответственных

27 сентября 2013, 9:29 UTC+3

"Каждая проблема должна иметь имя, фамилию и отчество", - добавил Алексей Улюкаев.

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Астафьев

Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Астафьев

СОЧИ, 27 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что за реализацию крупнейших инвестпроектов должны быть назначены персональные ответственные. "Каждая проблема должна иметь имя, фамилию и отчество. Каждый проект - тоже", - сказал он на деловом завтраке, организованном Сбербанком России в рамках инвестиционного форума в Сочи.

Например, министр экономического развития должен лично отвечает за успешность или не успешность проекта, если он его одобрил лично, подчеркнул Улюкаев.

Также глава Минэкономразвития отметил, что пока еще не до конца выработаны критерии для выбора инвестпроектов. "Мы начали решать частные вопросы, недорешив общие. То есть критерии, классификационные требования и порядок отбора проекта еще не утверждены. Минэкономразвития их подготовило, но эти правила мы должны еще отработать на практике", - сказал Улюкаев.

По словам министра, в известном смысле "мы ставим телегу впереди лошади". "Так бывает, например, в Сочи есть известная стройка - олимпийский трамплин, которым, вы, Герман Оскарович /Греф/ занимаетесь. Документация по нему делается позже, чем закладываются материалы. Но главное, чтобы с трамплина хорошо летали лыжники", - обратился Улюкаев к президенту Сбербанка.

Греф ответил Улюкаеву: "Документация запаздывает от строительства, именно потому, что с этим проектом связано мое имя, там ответственный известен".

Министр транспорта Максим Соколов добавил, что готов лично отвечать за строительство транспортной инфраструктуры.

В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что в мировой практике 9 из 10 проектов превышают свою первоначальную стоимость. "У нас, наверное, такая же пропорция", - сказал он. По его мнению, реализация мегапроектов "это вопрос больше политики, это амбиции государства". "Когда мы начинаем реализовывать проекты мы загораемся идеей, а экономическое обоснование находится на самом примитивном уровне, и никто не несет ответственности за то, что проект может подорожать в 2-3 раза", - сказал Силуанов. Он отметил, что именно так зачастую все и происходит в плане изменения стоимости проекта. В то же время министр подчеркнул, что он согласен с необходимостью реализации таких проектов. "Но с ответственностью конкретных исполнителей", - заключил он.

Риски удорожания стоимости проектов

"Огромный риск удорожания сметной стоимости проектов связан с тем, что мегапроекты социально и политически мотивированы, - заявил Улюкаев. - То есть результат оказывается настолько национально значимым, что нация готова согласиться с повышением издержек. Это серьезный риск".

Вторым риском глава Минэкономразвития назвал оценку эффективности будущего использования проекта. "Мы должны считать проект по принципу net present value /чистой приведенной стоимости/ - не только сколько рублей мы потратим сейчас, когда его создаем, а какая будет экономика проекта на стадии эксплуатации, на стадии длинного жизненного цикла проекта", - пояснил министр.

Третьим риском Улюкаев назвал возникающие дисбалансы а реализации проектов. "Мы можем направить огромные средства на решения каких-то проблем, но потом окажется, что большое количество отраслей и регионов окажутся недофинансированными", - сказал он. По мнению главы Минэкономразвития, для финансирования инфраструктурных проектов должен быть создан пул инвесторов, среди которых доля федерального бюджета не должна превышать 40%, а аффилированные с бюджетом средства /пенсионные накопления, ресурсы Фонда национального благосостояния/ должны привлекаться на условиях возвратности и окупаемости.

При этом министр позитивно оценил проект строительства Центральной кольцевой автодороги /ЦКАД/, на реализацию которого принято решение направить из ФНБ 150 млрд рублей. "Это расшивка и социальных проблем... Мы решаем логистическую задачу, мы создаем зону развития", - заявил Улюкаев. "Можно быть почти уверенным, что нам не будет стыдно за этот проект и что он будет приносить отдачу на капитал и изменение образа жизни", - отметил он.

Более рисковым он назвал проект по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали /ВСМ/ Москва-Казань. "Он - более рисковый в том смысле, что исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне, например, неочевидны", - подчеркнул министр. Вместе с тем Улюкаев констатировал, что проект ВСМ положительно скажется на мобильности населения.

Средства, направленные на инвестпроекты могут не вернуться в бюджет

Вице-премьер России Аркадий Дворкович не исключил, что средства федерального бюджета и Фонда национального благосостояния /ФНБ/, направленные на модернизацию Транссиба и Восточного полигона, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань" и Центральной кольцевой автодороги, могут не вернуться.

"Каждый год правительство делает выбор, как тратить деньги. Сегодня правительство при одобрении президента сделало выбор в пользу числа проектов. Это значит, что правительство в данным момент считает, что это обоснованно, - сказал Дворкович на деловом завтраке Сбербанка в рамках Международного инвестфорума в Сочи. - Это риск. И я никогда не скрывал ни на одном совещании, которые проводились, - эти проекты рискованные. Деньги могут не вернуться, особенно в бюджет, особенно в ФНБ".

В свою очередь Улюкаев, отметил, что деньги ФНБ, которые вкладываются в инфраструктуре проекты, должны быть застрахованы. "Есть такой механизм, которые называется "защита снизу". Средствам ФНБ должна быть гарантирована и доходность. Проект состоит из нескольких составных частей, между ними должны быть распределены риски, сформирован профиль рисков и профиль доходности, часть средств ФНБ должна быть застрахована", - сказал министр.

Ранее было принято решение о выделении 450 млрд рублей из ФНБ на реализацию трех инфраструктурных проектов. Средства были выделены при обязательном условии возвратности данных ресурсов.

Вместе с тем, по словам Дворковича, для страны в целом эти проекты полезны. "В двадцатилетней перспективе они принесут отдачу. Они свяжут страну сильнее, чем региональные проекты, чем проекты другого масштаба", - убежден он.

Вице-премьер также согласился с необходимостью персональной ответственности при реализации инфраструктурных проектов. "Если в оценке при строительстве будут допущены серьезные ошибки, если будет перерасход средств, то да, люди будут "требовать крови" и головы тогда полетят. И моя голова полетит, и других людей", - сказал он.

ДОСЬЕ: Международный инвестиционный форум "Сочи"

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама