Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Госдума приняла законопроект, увеличивающий перечень оснований для проверок НКО

9 октября 2013, 17:05 UTC+3
В 2012 году внеплановые проверки были проведены в 206 некоммерческих организациях
Материал из 1 страницы
Фото из архива ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Фото из архива ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

МОСКВА, 9 октября. /ИТАР-ТАСС /. Госдума приняла сегодня в первом чтении правительственный законопроект о дополнительных основаниях для внеплановых проверок НКО.

Как следует из пояснительных документов к законопроекту, такие проверки могут быть проведены, если в уполномоченный орган поступили сведения от госорганов и органов местного самоуправления о нарушении НКО законодательства РФ. Проверки могут также проводиться по представлению избирательной комиссии в соответствии с законами "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Также возможны проверки при наличии приказа руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением президента РФ или правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям.

Конституционный принцип равенства

Действующим законодательством предусмотрено проведение внеплановых проверок по данным основаниям только для НКО - "иностранных агентов". Как полагают авторы законопроекта, принятые сегодня поправки позволят соблюсти конституционный принцип равенства перед законом.

По данным Минюста РФ, в 2012 году было проверено 6 тысяч 497 НКО /3% от зарегистрированных организаций/, при этом во внеплановом порядке было проверено только 206 организаций /3 %/. При действующем законодательстве "уполномоченный орган лишен возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства РФ, что существенно снижает эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций", подчеркивают разработчики документа.

Судебные решения, вынесенные в связи с нарушением закона о некоммерческих организациях. Досье

Позиции Общественной палаты и Минюста

1 июля 2013 года в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол", посвященный рассмотрению законопроекта, расширяющего возможности для внеплановых проверок НКО. Представители ОП и министерства юстиции разошлись в оценке документа. "Все, что происходило за последние месяцы /проверки НКО/, нанесло серьезный урон репутации НКО. Поэтому вводить какие-то новые карательные меры политически и идеологически неправильно", - заявила глава комиссии палаты по социальной политике Елена Тополева-Солдунова. Член ОП Дарья Милославская отметила, что "сейчас не лучшее время для принятия подобных поправок. НКО только-только пришли в себя от масштабных прокурорских проверок, и расширение оснований для внеплановых проверок явно не сыграет положительную роль для развития гражданского общества".

Представитель Минюста РФ Анна Котова не согласилась с такой оценкой законопроекта. "Вам кажется, что это излишне. Но при нынешнем законе некоторые организации просто вышли из-под контроля, и зачастую некоторые НКО используются лишь для прикрытия незаконной деятельности, включая финансовые махинации. Поэтому необходимо прекратить это", - заявила она.

Проверки НКО-"иностранных агентов"

Согласно закону, вступившему в России в силу в ноябре 2012 года, "иностранным агентом" признается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество из-за рубежа и участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории России.

Такие НКО раз в полгода должны отчитываться о своей деятельности и персональном составе руководящих органов, ежеквартально - о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в т. ч. полученных из иностранных источников. Иностранных агентов должны проверять не чаще одного раза в год. Возможны и внеплановые проверки, если СМИ сообщат о фактах, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма. Материалы, распространяемые такими НКО, в том числе в СМИ, должны сопровождаться пометкой, что они принадлежат иностранному агенту. В случае нарушения или игнорирования требований закона предусмотрены санкции в виде штрафов и приостановки деятельности организаций.

В июле Владимир Путин потребовал от Генпрокуратуры проанализировать ситуацию с исполнением законодательства.

Итоги прокурорской проверки

10 июля генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил, что прокуроры в ходе проверок некоммерческих организаций установили 22 НКО, прямо подпадающие под действие законодательства об иностранных агентах. По данным Росфинмониторинга, только с ноября 2012 года по апрель текущего года 226 российских НКО получили из-за рубежа 30,8 млрд рублей. "Даже за минусом НКО, учрежденных госструктурами, это финансирование составляет 24,2 млрд рублей", - сказал Чайка.

По словам генпрокурора, до начала проверки ни одна организация не была включена в предусмотренный законом реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранных агентов, поэтому прокуроры изучили документацию около тысячи НКО: не меньше половины от всех финансируемых из-за рубежа. "В результате признаки политической деятельности и подтвержденное документацией иностранное финансирование в 2010-2013 годах в объеме, превышающем 6 млрд рублей, выявлены у 215 некоммерческих организаций. Прокурорами установлены 22 НКО, прямо подпадающие под действие законодательства об иностранных агентах", - подчеркнул Чайка.

Генпрокурор уточнил, что эти организации за трехлетний период, по данным их собственных отчетов, получили из-за границы свыше 800 млн рублей, и заявил, что проверки не носили "массовый характер".

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама