Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Новая концепция преподавания истории России направляется на утверждение президенту

30 октября 2013, 12:59 UTC+3

В проект вошел перечень "трудных вопросоВ" при преподавании истории в школах

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

МОСКВА, 30 октября. /ИТАР-ТАСС/. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории была одобрена сегодня на расширенном заседании совета Российского исторического общества (РИО_ и направляется президенту РФ Владимиру Путину.

"Мы завершаем только первый этап работы, впереди - организация конкурса на написание учебника", - заявил спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Одна концепция, сотни замечаний

Ответственный секретарь РИО, начальник Аналитического управления аппарата Госдумы Андрей Петров рассказал, что последние изменения в проект концепции вносились буквально накануне. Петров напомнил, что первый этап общественного обсуждения концепции проходил в онлайн-режиме и тогда поступило более 600 конструктивных замечаний, "которые подлежат обработке - не шутки, не ругательства".

Второй этап начался 25 сентября, в его рамках несколько раз в неделю на различных площадках проходили общественные обсуждения, в том числе с военными, а также на площадке ассоциации учителей и родителей. "Считаем, что рабочая группа справилась со своей задачей по подготовке концепции", - отметил Петров.

В состав авторского сообщества, работавшего над проектом, входили два с лишним десятка авторитетных историков, авторов учебных пособий, представителей педагогического сообщества. В общей сложности в работе над концепцией приняли участие более тысячи человек, чьи замечания и предложения были учтены при подготовке документа. Обсуждение продолжалось четыре месяца, а большинство отзывов, отмечают в РИО, касались истории ХХ века.

"Трудные вопросы" в школьной истории

Как следует из проекта нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, концепция включает примерный перечень вопросов, вызывающих сложности при преподавании. 

Перечень составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых моментах. В связи с этим авторы концепции предлагают подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. "Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора", - говорится в проекте.

Всего таких "трудных мест" 20. Среди них - причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка деятельности СССР в условиях "холодной войны"; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов ("шоковая терапия", методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

О чем расскажет новый учебник

Концепция предполагает также изучение ярких социально-экономических и политических примет новейшего времени.

В частности, в разделе "Россия в 2000-е годы: вызовы времени и задачи модернизации" содержатся понятия и термины "рыночная экономика", "шоковая терапия", "дефолт", "либерализация цен", "приватизация", "ваучер", "залоговый аукцион". В будущих учебниках расскажут о том, кто и что такое "челноки" и челночная торговля, финансовые пирамиды, потребительская корзина, естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), расширение НАТО на Восток.

Последней в списке дат этого периода истории России стоит избрание Владимира Путина президентом РФ в 2012 году.

Что хотели донести до школьников создатели концепции

По мнению научного руководителя проекта по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, директор Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Александра Чубарьяна, "новая концепция включила новейшие достижения науки - такова была первая цель авторского коллектива". Другой целью, по его словам, было "донести до учащихся базовые положения отечественной истории, которые формируют основное представление о ней". "Ещё одной важной задачей было показать историю с различных сторон, чтобы учащиеся видели, что она состоит из разных факторов, влияющих на процесс", - добавил он, констатировав, что "история не бывает черно-белой, она состоит из тонов, полутонов, разных красок".

Как особо отметил Чубарьян, важно было показать человека в истории. Академик назвал это "новацией, которая раньше не присутствовала в учебниках". По его мнению, "необходима дальнейшая работа над персоналиями", так как в процессе разработки концепции к её создателям поступало немало откликов, требовавших расширить список исторических персон, о которых "должны знать школьники".

В целом, заявил научный руководитель проекта, "мы хотели показать весь спектр жизни России, потому что воспитание строится не только на положительных примерах, для него необходимо знать и трагические страницы истории".

В этом действительный член РАН видит также и большое значение концепции для исторической науки. "Мы обозначили болевые точки, которые требуют дальнейшего осмысления и изучения, поэтому открывается большое поле и для дальнейших дискуссий между учёными", - объявил он.

"Теперь нужно заняться всеобщей историей, - добавил директор ИВИ РАН. - Только в России она преподаётся в самом широком спектре, наравне с отечественной историей, и мы этим гордимся. В других странах упор делается на национальную историю. Но теперь надо синхронизировать концепции, чтобы не получался разрыв в преподавании отечественной и мировой истории".

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама