Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Генеральный конструктор авиационной и ракетно-космической техники Владимир Челомей

30 июня 2014, 10:36 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы

30 июня 2014 г. исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Челомея - одного из основоположников советского ракетостроения и космонавтики, генерального конструктора авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, советского ученого в области механики и процессов управления.

Челомей Владимир Николаевич родился 30 июня 1914 г. в г. Седлец Привислянского края Российской империи (ныне г. Седльце на территории Польши) в семье учителей Николая Михайловича Челомея и Евгении Фоминичны (Клочко). Вскоре после начала Первой мировой войны семья переехала в Полтаву (Украина), в 1926 г. - в Киев.

В 1937 г. с отличием окончил Киевский авиационный институт им. Е.К. Ворошилова (ныне - Национальный технический университет Украины) по специальности "инженер-механик".

В 1937-39 гг. - аспирант АН УССР. В 1939 г. защитил диссертацию кандидата технических наук (тема: "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций").

С 1937 г. работал в Институте математических проблем Академии наук Украинской ССР (АН УССР) и одновременно преподавал в Киевском авиационном институте (в 1939-40 г. - заместитель начальника кафедры теоретической механики и авиамоторов института).

В 1940 г. был принят в специальную докторантуру Академии наук СССР: входил в число пятидесяти кандидатов, выдвинутых от союзных республик, с назначением им персональной стипендии им. Сталина. В июне 1941 г. в Институте математических проблем АН УССР защитил диссертацию доктора технических наук (тема: "Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя"). Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны документы затерялись и не были зарегистрированы в Высшей аттестационной комиссии. Повторно защитил докторскую диссертацию в 1951 г. в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана (МВТУ им. Н.Э. Баумана).

С июня 1941 г. по 1944 г. работал в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (Москва) научным консультантом, начальником группы реактивных двигателей (с июля 1941 г.), начальником отдела (с августа 1944 г.).

19 сентября 1944 г. был назначен главным конструктором и директором завода № 51 Наркомата авиационной промышленности СССР. На конструкторское бюро (КБ) во главе с Челомеем была возложена задача создать новый вид оружия - беспилотный самолет-снаряд. В 1953 г. КБ было расформировано. От него ведет свою историю нынешняя Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" (Реутов, Московская область).

В июне 1954 г. возглавил Специальную конструкторскую группу (СКГ) по созданию морских крылатых ракет, куда вошли бывшие сотрудники КБ завода № 51.

В июле 1955 г. СКГ реорганизуется в опытно-конструкторское бюро № 52 (ОКБ-52) и Челомей назначается главным конструктором. С 1959 г. - генеральный конструктор ОКБ-52. В марте 1966 г. ОКБ-52 переименовывается в Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ).

С 1959 г. - генеральный конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники министерства общего машиностроения СССР.

В 1960-81 гг. также осуществлял руководство филиалом своего конструкторского бюро, который находился в Филях (бывшее ОКБ-23, ныне - КБ "Салют" Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева).

После преобразования в январе 1983 г. ЦКБМ в Научно-производственное объединение машиностроения (НПО машиностроения) Челомей был назначен его генеральным конструктором и руководителем.

С 1952 г. - профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана (с 1989 г. - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). В 1960 г. создал и возглавил кафедру динамики машин (ныне - "Аэрокосмические системы").

Делегат съездов КПСС (1961, 1971, 1976, 1981 гг.). Депутат Верховного совета СССР 9-11 созывов от Чувашской АССР (1974-84 гг.).

Академик Академии наук СССР (с 1962 г.) и член президиума академии (с 1963 г.). Действительный член Международной академии астронавтики (с 1974 г.).

Владимир Челомей создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (в 1942 г.). Под его руководством в 1944-53 гг. спроектированы и изготовлены беспилотные самолеты-снаряды 10Х, 12Х, 14Х, 16Х для вооружения дальней авиации (ими оснащались самолеты Пе-8, Ту-2, Ту-4), в 1955-56 г. - противокорабельные крылатые ракеты со складным крылом П-5, П-6 (для подводного флота) и П-35, которые были приняты на вооружение. В 1960-62 гг. началась разработка межконтинентальных баллистических ракет УР-200 (создавалась на базе ракеты Р-14 конструкции Михаила Янгеля), УР-100 (ракетные комплексы с модифицированной ракетой УР-100Н УТТХ, или РС-18Б; до сих пор на боевом дежурстве) и УР-500 (ракета-носитель "Протон"). В 1963-64 гг. созданы спутники "Полет-1", "Полет-2". В 1970-х гг. разработана ракетно-космическая система "Алмаз", ставшая основой орбитальных станций "Салют", три из которых ("Салют-2", "Салют-3", "Салют-5") были выполнены непосредственно под руководством Челомея. В 1981 г. запущен корабль-спутник "Космос-1267", созданный в его конструкторском бюро.

Автор 87 изобретений и научных трудов по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Первый труд Челомея ("Векторное исчисление") был издан в 1936 г.

Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963 гг.). Лауреат Ленинской премии (1959 г.) и Государственных премий СССР (1967, 1974 гг.). Награжден пятью орденами Ленина (1945, 1959, 1964, 1974, 1984 гг.), орденом Октябрьской Революции (1981 г.), золотыми медалями им. Н.Е. Жуковского (1964 г.; за лучшую работу по теории авиации) и высшей наградой АН СССР - медалью им. А.М. Ляпунова (1977 г.; за выдающиеся работы в области математики и механик).

Почетный гражданин подмосковного г. Реутова (1984 г.), занесен в Почетную книгу трудовой славы и героизма Чувашской АССР (1984 г.).

Владимир Челомей умер 8 декабря 1984 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

В честь него названы улица в Москве, площадь в Реутове. Одна из малых планет Солнечной системы носит его имя. Учреждена медаль им. В.Н. Челомея, которой отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники.

В России, Казахстане и Украине Владимиру Челомею установлены памятники и мемориальные доски. 25 июня 2014 г. на Аллее Героев космоса у Мемориального музея космонавтики (на ВВЦ) заложен камень на месте будущего памятника академику.

Долгое время его имя и деятельность были засекречены. Широкую известность он получил только через несколько лет после смерти. В конце мая 2014 г. издательство "Молодая Гвардия" выпустило книгу "Челомей" в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей" (автор - Николай Бодрихин).

Супруга - Нинель Васильевна. Дочь - Евгения Талызина. Сын Сергей (1952-99 гг.) продолжил дело отца: работал в НПО машиностроения инженером-испытателем, заведовал кафедрой "Космические летательные аппараты и аэрокосмические системы" МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Реклама