Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Бюджет Российской Федерации. Справка

24 октября 2014, 14:49 UTC+3
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ (Светлана Шведова). Бюджет - основной финансовый документ бюджетной системы РФ, объединяющий доходы и расходы государства. Его параметры связаны с основными макроэкономическими показателями: объемами инвестиций и производства, доходами населения, уровнем занятости, процентной ставкой и валютным курсом.

Из бюджета осуществляется финансирование государственных органов власти и управления, выделяются деньги на обеспечение обороноспособности государства, развитие науки и культуры, судебную систему, погашение государственного долга, создание финансовых резервов и др. Является основным финансовым планом государства на финансовый год (с 1 января по 31 декабря), формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.

Разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти. Порядок формирования и исполнения федерального бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ, принятым в 1998 г.

В 2006 г. в своем Бюджетном послании президент РФ Владимир Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три. В июле 2007 г. глава государства подписал федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 гг.". Это был первый в истории страны финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года.

Составление проекта федерального бюджета - прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и основывается на Бюджетном послании президента РФ (с 2014 г. является составной частью президентского Послания Федеральному собранию), прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года. Госдума рассматривает документ в трех чтениях.

В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики. В случае отклонения документа в первом чтении он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик бюджета.

Во втором чтении рассматриваются приложения к федеральному бюджету, в частности, устанавливающие перечень главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования и др.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, принятыми во втором чтении, утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период. После того, как федеральный бюджет принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации, его подписывает президент РФ.

Кроме федерального существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.

По итогам 2010 г. доходы бюджета составили 8 трлн 305 млрд рублей, расходы - 10 трлн 117 млрд рублей. Таким образом дефицит бюджета сложился на уровне 1,8 трлн рублей или 3,9% ВВП. В 2011 г., напротив, бюджет был исполнен с профицитом в 0,8% ВВП или 442 млрд рублей (доходы составили 11 трлн 367 млрд рублей, расходы - 10 трлн 995 млрд рублей).

По итогам 2012 г. бюджет был сведен с незначительным дефицитом в 0,06% ВВП (доходы составили - 12 трлн 854 млрд рублей, расходы - 12 трлн 895 млрд рублей). Бюджет 2013 г. вновь был дефицитным - 0,5% ВВП, доходы составили 13 трлн 19 млрд рублей, расходы - 13 трлн 342 млрд рублей. В бюджете на 2014 г. запланированы доходы в размере 14 трлн 238 млрд рублей, а расходы - 13 трлн 960 млрд рублей.

Как ожидается, бюджет в 2014 г. будет сведен с незначительным дефицитом. Проектом закона бюджета на 2015-2017 гг., который был одобрен на заседании правительства 18 сентября, на 2015 г. прогнозируются доходы в сумме 15 трлн 82 млрд руб., расходы - 15 трлн 513 млрд руб, дефицит - 0,6% ВВП.

Расходы федерального бюджета сформированы в рамках "бюджетного правила" (определяет максимальный уровень расходов, исходя из цен на нефть). Планируется, что в 2015-2017 гг базовая цена на нефть составит 96 долларов за баррель.

Совокупные расходы на образование, здравоохранение и социальную политику в 2015 г. будут расти - до 4 трлн 964 млрд руб в 2015 г. с 4 трлн 627 млрд руб в 2014 г. (рост - 7,3%).

Более высокие темпы роста расходов запланированы по статье "Национальная экономика": до 2 трлн 722 млрд рублей в 2015 г. с 2 трлн 219 млрд рублей в 2014 г. (рост - 21,3%). Кроме того, планируется, что в следующем году будут проинвестированы средства из Фонда национального благосостояния на крупные инфраструктурные проекты.

На национальную оборону в 2015 г. предлагается выделить 2 трлн 999 млрд рублей против 2 трлн 471 млрд рублей в 2014 г. (рост на 21,4%). Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность также будут расти: до 2 трлн 153 млрд рублей в 2015 г. с 2 трлн 66 млрд трлн рублей в 2014 г.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама