Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

История реформы РАН. Досье

11 июня 2015, 14:42 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ. Планы реформы российских научных академий, нацеленные на более эффективное финансирование научной сферы, впервые появились в 2003 г. При этом Российская академия наук (РАН) неоднократно отвергала предложения правительства по сокращению полномочий собственного самоуправления, назначению президента РАН главой государства, снижению среднего возраста академиков и изменению схемы финансирования.

24 марта 2013 г. министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил о неэффективности РАН, предложив создать альтернативную организацию из "ученых дееспособного возраста". В ответ академики Владимир Фортов (академик- секретарь отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН) и Жорес Алферов (председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН) вышли из общественного совета при Минобрнауки.

27 июня 2013 г. правительство РФ объявило о коренной реформе государственных академий. Был подготовлен законопроект, в соответствии с которым реорганизовывалась Российская академия наук и к ней присоединялись ликвидируемые Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) и Российская академия медицинских наук (РАМН). В результате создавалась единая академия без права управления госимуществом, также планировалось ограничить ее права самоуправления. Это решение получило широкий резонанс в научном сообществе. После консультаций президента РФ Владимира Путина с академиками администрация главы государства подготовила поправки в законопроект.

27 сентября 2013 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о реформе Российской академии наук ("О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ") и указ о Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО; 24 октября 2013 г. его главой был назначен Михаил Котюков). Закон предусматривал преобразование РАН в федеральное государственное бюджетное учреждение. В его состав вошли РАМН и РАСХН. Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН и РАСХН, передавались в ведение ФАНО - федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством РФ осуществлять полномочия и функции собственника федерального имущества, закрепленного за этими академиями. Цель реформы - повысить эффективность работы научных организаций, увеличить выплаты научным сотрудникам, модернизировать устаревшую инфраструктуру и обновить оборудование.

В рамках реформы академики РАМН и РАСХН стали академиками РАН (впоследствии в состав новой академии было решено принять и членов-корреспондентов ликвидируемых академий). Действующий глава РАН, Владимир Фортов, избранный 29 мая 2013 г., должен сохранить за собой свой пост в течение трех лет после начала реформы. В дальнейшем президента академии будет избирать Общее собрание РАН сроком на пять лет, но не более двух раз подряд. Президенты РАМН и РАСХН стали вице-президентами обновленной РАН и также проработают три года до новых выборов. 1 октября 2013 г. руководители РАСХН и РАМН Геннадий Романенко и Иван Дедов впервые приняли участие в заседании Президиума РАН на правах вице-президентов объединенной академии.

Предельное количество членов академии утверждается правительством по предложению Общего собрания РАН. Распоряжением правительства РФ от 17 июня 2014 г. оно было установлено в количестве 2 тыс. 154 человека (948 академиков и 1206 членов-корреспондентов). Финансирование РАН на очередной год и на плановый период предусматривается отдельной строкой государственного бюджета.

В декабре 2013 г. президент РФ Владимир Путин ввел годовой мораторий на решения по имуществу академии, который в декабре 2014 г. был продлен еще на год.

С января 2014 г. в ФАНО перешли все подведомственные учреждения и предприятия РАН (за исключением Дальневосточного, Сибирского и Уральского отделений, которые остались в ведении академии), РАМН и РАСХН.

27 марта 2014 г. Общее собрание РАН избрало Президиум и приняло новый устав объединенной академии.

30 апреля 2015 г. принято постановление правительства РФ, утвердившее меры по обеспечению финансовой деятельности РАН, а также правила, по которым академия должна отчитываться об использовании федерального имущества. В начале июня 2015 г. правительство утвердило правила координации между ФАНО и РАН.

В настоящее время в структуре РАН насчитывается 684 научных организаций, из них 199 ранее входили в РАСХН, 50 - в РАМН.

По данным на 1 января 2015 г., в состав ФАНО входят 1 тыс. 10 организаций, за которыми закреплено 41 тыс. 50 объектов. Это здания, помещения, земельные участки, заповедники, ботанические сады, все академические архивы, библиотеки, музеи, издательства и др. Только третья часть из них оформлена как объекты госсобственности в установленном порядке. При ФАНО действует научно- координационный совет, который отвечает за взаимодействие с РАН (соглашение о сотрудничестве между агентством и академией было заключено 10 сентября 2014 г.).

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама